КОЧАР, Ерванд.
|
КОЧАР, Ерванд
КОЧАР, Ерванд. Памятник Давиду Сасунскому. 1959 г.
КОЧАР, Ерванд. De profundis (Из глубины). 1919 г.
КОЧАР, Ерванд. Женщина с яблоком. 1926 г.
КОЧАР, Ерванд. Живопись в Пространстве. 1934 г.
КОЧАР, Ерванд. Человек-город. 1933 г.
КОЧАР, Ерванд. Меланхолия. Бронза. 1959 г.
КОЧАР, Ерванд. Ужасы войны. 1962 г.
КОЧАР, Ерванд.
(Kochar, Ervand., 1899-1979) известный армянский художник, мастер скульптуры, живописи и графики. Народный художник СССР (1976 г.). Родился в Тифлисе (ныне Тбилиси, Грузия) в армянской семье. Учился в Школе живописи и скульптуры (1915-1918 гг.) под руководством Е. Татевосяна, в Свободных художественных мастерских (будущий Вхутемас, Москва) у П. Кончаловского (1918 г.). 1919 г. - персональная выставка в Москве. Вернулся в Тифлис (1919 г.), затем уехал в Константинополь (1921 г.), жил в Венеции (1922-1923 гг.), где преподавал рисование в школе при армянском монастыре Святого Лазаря. С 1923 г. жил в Париже. Во Франции Кочар стал основоположником нового пластико-художественного направления в искусстве - "Пространственной живописи" (Peinture dans l’espace), которое заключает в себе время, как дополнительное четвертое измерение. Это метафизическое соединение искривленного многослойного пространства и, как правило, обнаженного человеческого тела. Европейская художественная мысль считает Кочара "Одним из тех, которые в течение нескольких лет перевернули мир и полностью видоизменили представления о современном искусстве…" Выставлялся рядом с такими величайшими мастерами, как Пикассо, Брак, Арп, Брынкуши, Леже, Кирико. Наряду с ими, а также с Дюшаном, Миро, Кандинским, Пикабиа, Делоне и др. В 1936 г. Кочар репатриировал в СССР. Член Союза художников Армении (с 1937 г.). Уже в ранних произведениях, а также в работах парижского периода проявились его символистские пристрастия – в монументальных, приглушенных по тону фигурных композициях и натюрмортах, выражающих "вечные темы" человеческого бытия ("De profundis", 1919 г.; "Семья - поколения", 1925 г.; "Девушка с яблоком", 1926 г.). По возвращении на историческую родину (Ереван) создал свой главный графический шедевр, цикл иллюстраций к героическому эпосу "Давид Сасунский" (1939 г., последнее издание - 1982 г.), с монохромными гуашами, имитирующими древние, изъеденные временем рельефы ассиро-вавилонского типа. Создал немало мемориальных скульптурных портретов (композитор Т.Чухаджян, 1946 г. и др.). К сожалению, были и тюрьма (1941-1943 гг.), запреты, творческая изоляция, что безусловно отразилось на деятельности художника. В 1946 г. Кочар женился на Маник Мкртчян. С годами он все более активно выступал как скульптор-монументалист ("Орел Звартноца" – символический указатель на пути к древнему храму, бронза, 1955 г.). Лучшими его произведениями в этой области являются монументы "Давид Сасунский" (1959 г., с этого времени он - символ Еревана) и Вардан Мамиконян (предводитель армян в битве с персами на Аварайском поле, V в.; 1975 г.; установлены в Ереване). В период 1960 - нач. 1970 гг. вернулся к авангардистским поискам своей юности, развивая их в еще более нетрадиционном, экспериментальном ключе. Сочетая черты футуризма и сюрреализма, создавал динамичные живописные и графические композиции ("Ужасы войны", 1962 г.), а также особого рода "пространственную живопись", трехмерную, насыщенную яркими цветовыми акцентами ("Девушка на балконе", 1960 г.). Умер Кочар в Ереване. Творческое наследие живописца-скульптора Кочара одно из самых интересных явлений в искусстве ХХ в. Произведения великого творца представлены во многих музеях мира. Музей Кочара открылся в Ереване (1984 г.) на базе его мастерской. В музее представлены редчайшие документы и архивные материалы, свидетельствующие о взаимоотношениях Кочара с великими мастерами Авангарда. |
|
ARTinvestment.RU: новости искусства
|