АЛЕВИЗ Фрязин Новый. (Aloisio., )
АЛЬБЕРТИ, Леон. (Alberti, Leon Battista., 1404-1472)
БЕРНАРДОНИ, Джованни. (Bernardoni, Giovanni., 1541-1605)
БЕРНИНИ, Джованни. (Bernini, Giovanni., 1598-1680)
БОРРОМИНИ, Франческо. (Borromini, Francesco., 1599-1667)
БОФФО, Франс. (Boffo, Frants., 1780-1867)
БРАМАНТЕ, Донато. (Bramante, Donato., 1444-1514)
БРУНЕЛЛЕСКИ, Филиппо. (Brunelleschi, Filippo., 1377-1446)
ВАЗАРИ, Джорджо. (Vasari, Giorgio., 1511-1574)
ГВАРИНИ, Гварино. (Guarini, Guarino., 1624-1683)
ГУЧЧИ, Санти. (Gucci, Santi., 1530-1600)
ДЖОТТО, ди Бондоне. (Giotto, di Bondone., 1266-1337)
ЖИЛЯРДИ, Доменико. (Gilardi, Domenico., 1788-1845)
КВАРЕНГИ, Джакомо. (Quarenghi, Giacomo., 1744-1817)
ЛЕОНАРДО ДА ВИНЧИ. (Leonardo da Vinci., 1452-1519)
МИКЕЛАНДЖЕЛО Буонарроти. (Michelangelo Buonarroti., 1475-1564)
ПАЛЛАДИО, Андреа. (Palladio, Andrea., 1508-1580)
ПИЗАНО, Бонанно. (Pisano, Bonanno., 1150-1200)
ПИРАНЕЗИ, Джованни. (Piranesi, Giovanni., 1720-1778)
РАФАЭЛЬ. (Raphael; Raffaello Santi., 1483-1520)
РИМЛЯНИН, Павел. (Romanus, Paolo., ?-1618)
СОЛАРИ, Пьетро. (Solari, Pietro., 1445-1493)
ТРЕЗИНИ, Доменико. (Trezzini, Domenico., 1670-1734)
ФИШЕР, Дэвид. (Fisher, David., 1949-)
|
РАФАЭЛЬ
РАФАЭЛЬ. Сикстинская мадонна. 1515-1519 гг.
РАФАЭЛЬ. Мадонна Грандука. 1504 г.
РАФАЭЛЬ. Прекрасная садовница. 1507 г.
РАФАЭЛЬ. Афинская школа. 1509-1511 гг.
РАФАЭЛЬ. Триумф Галатеи. 1512 г.
РАФАЭЛЬ. Мадонна в кресле. 1516 г.
РАФАЭЛЬ.
(Raphael; Raffaello Santi., 1483-1520) итальянский живописец и архитектор. В гармонии, искусстве Рафаэля с наибольшей ясностью воплотились гуманистические представления о прекрасном и совершенном человеке, существующем в гармонии с миром, жизнеутверждающие идеалы красоты, характерные для эпохи Высокого Возрождения. Рафаэль родился в семье живописца Джованни Санти и детские годы провёл в Урбино. В 1500 г. переехал в Перуджу, где поступил в мастерскую Перуджино. Уже ранние произведения Рафаэль, написанные под влиянием учителя, отличаются тонкой поэзией и мягким лиризмом пейзажа ("Сон рыцаря", "Три грации", "Мадонна Конестабиле", все - 1500-1502 гг.). Юношеский период творчества Рафаэля завершает алтарный образ "Обручение Марии" (1504 г.). В 1504 г. Рафаэль отправился во Флоренцию, где изучал творчество её выдающихся мастеров (в особенности Леонардо да Винчи и Фра Бартоломмео), а также занимался анатомией и перспективой. В живописи Рафаэль появилась динамика драматического действия ("Положение во гроб", 1507 г.). Славу Рафаэль принесли многочисленные мадонны, созданные им во Флоренции между 1504-1508 гг. ("Мадонна Грандука", т. н. "Прекрасная садовница", 1507 г.). В 1508 г. Рафаэль получил от папы Юлия II приглашение в Рим. Здесь он ближе познакомился с античными памятниками, принимал участие в археологических раскопках. По заказу Юлия II Рафаэль создал цикл росписей парадных залов (т. н. станц) Ватиканского дворца. В росписях станц воспевается идеал свободы и земного счастья человека, всестороннего развития его физических и духовных возможностей. В исполненной спокойного величия и гармонически стройной композиции росписей большое значение имеют архитектурные фоны, вдохновлённые идеями современной Рафаэлю архитектуры. Им присущи классическая ясность рисунка и пластической лепки форм, мягкая гармония светлого, нарядного колорита. В Станца делла Сеньятура (1509-1511 гг.) Рафаэль представил 4 области человеческой деятельности: богословие ("Диспута"), философию ("Афинская школа"), поэзию ("Парнас"), юриспруденцию ("Мудрость, Мера, Сила"), а также соответствующие главным композициям аллегорические, библейские и мифологические сцены на плафоне. В Станца дЭлиодоро (1511-1514 гг.) с особой силой проявилось дарование Рафаэля - мастера светотени. Здесь находятся фрески на легендарные темы ("Изгнание Элиодора", "Встреча Льва I с Аттилой", "Месса в Больсене", "Освобождение апостола Петра из темницы"). Нарастающий драматизм фресок этой станцы принимает оттенок театральной патетики в росписях Станца дель Инчендио (1514-1517 гг.). Это объясняется не только всё большим участием в работе учеников и помощников, но и воздействием реакции, поколебавшей гуманистические принципы искусства Рафаэля. К ватиканским фрескам примыкают работы Рафаэля над картонами к серии шпалер для украшения стен Сикстинской капеллы (1515-1516 гг.). Духом античной классики с её культом чувственной красоты проникнута фреска "Триумф Галатеи" виллы Фарнезина в Риме (1514 г.). В Риме достиг зрелости блестящий талант Рафаэля-портретиста ("Портрет Юлия II", ок. 1511 г., Уффици; "Портрет кардинала", ок. 1512 г., "Женщина в покрывале", или "Донна Велата", ок. 1513 г., "Портрет Б. Кастильоне", 1515-1516 гг., "Лев X с кардиналами", ок. 1518 г. В римских мадоннах Рафаэля настроение поэтической идиллии сменяется более глубоким чувством материнства ("Мадонна Альба", ок. 1510-1511 гг., "Мадонна ди Фолиньо", ок. 1511-1512 гг., "Мадонна в кресле", ок. 1516 г.). Самое совершенное произведение Рафаэля - "Сикстинская мадонна" (1515-1519 гг.) гармонически сочетает настроение тревоги и глубочайшей нежности. В последние годы жизни Рафаэль был так перегружен заказами, что доверял выполнение многих из них (фрески "Лоджии Психеи" виллы Фарнезина, 1514-1518 гг., а также фрески и лепнина из стукко в Лоджиях Ватикана, 1519 гг.) своим ученикам и помощникам (Джулио Романс, Дж. Ф. Пенни, Перино дель Вага, Дж. да Удино и др.), обычно ограничиваясь общим наблюдением над работами. В этих произведениях отчётливо проявились черты кризиса, тяготение к маньеризму (неоконченный алтарный образ "Преображение", 1519-1520 гг.). Архитектурные работы - в Риме и Флоренции. |