БАРБА, Луис. (Barba, Lluis., 1952-)
БАРСЕЛО, Микель. (Barcelo, Miquel., 1957-)
ВЕЛАСКЕС, Диего. (Velasquez, Rodriguez de Silva., 1599-1660)
ГАУДИ, Антонио. (Gaudi, Antonio., 1852-1926)
ГОЙЯ, Франсиско. (Goya y Lucientes, Francisco Jose., 1746-1828)
ДАЛИ, Сальвадор. (Dali, Salvador., 1904-1989)
КОЛОНИЯ, Симон де. (Colonia, Simon de., 1450-1511)
МУРИЛЬО, Бартоломе. (Murillo, Bartolome Esteban., 1617-1682)
ПИКАССО, Пабло. (Picasso, Pablo., 1881-1973)
РИБЕРА, Хосе де. (Ribera, Jusepe de., 1591-1652)
СУРБАРАН, Франсиско де. (Zurbaran, Francisco de., 1598-1664)
ТАПИЕС, Антони. (Tapies, Antoni., 1923-)
ЧУРРИГЕРА, Хосе. (Churriguera, Jose Benito de., 1665-1725)
ЭЛЬ ГРЕКО, Доменико. (El Greco. Domenikos Theotokopoulos., 1541-1614)
|
ДАЛИ, Сальвадор
ДАЛИ, Сальвадор. Постоянство памяти. 1931 г.
ДАЛИ, Сальвадор. Искушение св. Антония. 1946 г.
ДАЛИ, Сальвадор. Сон. 1937 г.
ДАЛИ, Сальвадор. Предвидение гражданской войны в Испании. 1936 г.
ДАЛИ, Сальвадор. Атомная Леда. 1949 г.
ДАЛИ, Сальвадор. Жираф в огне. 1936-1937 гг.
ДАЛИ, Сальвадор. Комната актрисы Мэй Вест. 1972 г.
ДАЛИ, Сальвадор.
(Dali, Salvador., 1904-1989) испанский живописец, крупнейший представитель сюрреализма. Его картины и рисунки, отмеченные безудержной фантазией и виртуозной техникой исполнения, представляют собой фантасмагории, в которых самым противоестественным ситуациям и сочетаниям предметов придана видимая достоверность и убедительность. Родился в 1904 г. в городке Фигейрес в Каталонии, в семье адвоката. В 1924-1926 гг. он учится в Мадридской АХ Сан-Фернандо. Тогда же увлекается идеями анархизма, интересуется современными французскими мастерами, прежде всего символистами, а затем фовистами, кубистами и футуристами (П. Пикассо, Ж. Брак, Ф. Пикабия, Х. Грис, К. Карра), работает в их манере. Дали пропагандирует в Каталонии концепции нового искусства, пишет первые манифесты и теоретические эссе. Одновременно он изучает живопись старых мастеров; его работы, исполненные в манере "магической вещественности" ("Девушка, стоящая у окна", 1925 г.), навеяны впечатлениями от картин Сурбарана и Вермера Делфтского. В 1928 году Дали переезжает в Париж. Здесь он встречает свою будущую жену Галу (Галина Дьяконова), ставшую постоянной моделью его картин. Дали сближается с сюрреалистической группой Андре Бретона. Художник участвует в создании фильма "Андалузский пес", вызывающего благодаря монтажу, ассоциации, полные гротескного абсурда. Как отдельные кадры несостоявшегося фильма, запечатлевающие мир снов и галлюцинаций, воспринимаются такие произведения Дали, как "Раскрашенные удовольствия" (1929 г.), цикл работ, посвященный В. Теллю, вариации на тему картин Ф. Милле и другие. Обращаясь к сфере подсознательного, интересуясь эротикой, неосуществленными желаниями, игрой воображения, Дали стремится объективировать видения (метод "паранойи"), дать тотальное описание безумия. В навязчиво иллюзионистической манере, призванной убедить зрителя в реальности бредового мира, Дали с необыкновенно изощренной фантазией совмещает объекты совершенно разнородные, сталкивает их друг с другом в противоестественных ситуациях. Тогда же возникли знаменитые образы Дали: расплавившиеся часы, телефон-аппарат с трубкой в виде лангуста, диван-губы, рояль, свисающий словно драпировка, и другие. В таких работах, как "Постоянство памяти" (1931 г.), "Пылающий жираф" (1935 г.) отразился страх перед непознаваемой действительностью. В картинах "Предчувствие гражданской войны в Испании" (1936 г.) и "Осенний каннибализм" (1936 г.) представлены ужасающие мутанты, уничтожающие друг друга. Эти работы стали настоящим пророчеством, предвосхитившим реальные исторические события. В 1930-х гг., помимо живописи, Дали изготовляет многочисленные сюрреалистические объекты (жакет, обшитый стаканами, манекены у рояля и в такси, гипсовые муляжи, варварски раскрашенные или перетянутые веревками и т. п.). Дали ссорится с Бретоном, порывает с парижской группировкой сюрреалистов и объявляет себя истинным представителем этого движения. В 1940 году он уезжает в США. Среди известных картин этого времени своеобразная иллюстрация к фрейдизму - работа "Сон, вызванный полетом пчелы вокруг граната, за секунду до пробуждения" (1944 г.). Дань атомной "моде" отдана в таких композициях, как "Атомная Леда" (1947 г.). В 1948 году художник возвращается в родной Фигейрес, хотя временами наезжает в США. Он все более проникается идеями католицизма. Религиозные мотивы, классицистическая композиция, подражание технике старых мастеров характерны для таких его картин 1950-х гг., как "Мадонна порта Льигат" (1949 г.), "Христос св. Ионна на кресте" (1951 г.), "Тайная вечеря" (1955 г.), "Открытие Америки, или Мечта Христофора Колумба" (1958-1959 гг.). В последние годы Дали часто обращается к фотографии. Он читает лекции, выпускает книги, посвященные себе и своему искусству, в которых безудержно восхваляет свой талант ("Дневник одного гения", "Дали по Дали", "Золотая книга Дали", "Секретная жизнь Сальвадора Дали"). Он всегда отличался причудливой манерой поведения, постоянно меняя экстравагантные костюмы и фасон усов. В 1974 г., вложив все свои средства, Дали строит Театр-музей Дали в Фигейресе - здание фантастической архитектуры, наполненное картинами и объектами художника. Дали умер в 1989 г. Творчество Сальвадора Дали предстает как один из общечеловеческих символов культуры ХХ столетия. |