| На главную страницу | О проекте | Карта сайта | Как пользоваться | Контакт |

СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА С ИЛЛЮСТРАЦИЯМИ

А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

ХУДОЖНИКИ, СКУЛЬПТОРЫ, АРХИТЕКТОРЫ, ФОТОГРАФЫ РАЗНЫХ СТРАН И ВЕКОВ

| Австралия <> | Австрия <> | Азербайджан <> | Албания <> | Аргентина <> | Армения <> | Афганистан <> | Бангладеш <> | Барбадос <> | Беларусь <> | Бельгия <> | Болгария <> | Боливия <> | Бразилия <> | Ватикан <> | Великобритания <> | Венгрия <> | Венесуэла <> | Вьетнам <> | Гаити <> | Гватемала <> | Германия <> | Греция <> | Грузия <> | Дания <> | Египет <> | Израиль <> | Индия <> | Индонезия <> | Ирак <> | Иран <> | Ирландия <> | Исландия <> | Испания <> | Италия <> | Казахстан <> | Кампучия <> | Канада <> | Киргызстан <> | Китай <> | Колумбия <> | Корея Северная <> | Корея Южная <> | Коста-Рика <> | Куба <> | Латвия <> | Ливан <> | Литва <> | Люксембург <> | Македония <> | Мальта <> | Мексика <> | Молдова <> | Монголия <> | Нигерия <> | Нидерланды <> | Никарагуа <> | Новая Зеландия <> | Норвегия <> | О.А.Э. <> | Пакистан <> | Палестина <> | Перу <> | Польша <> | Португалия <> | Россия <> | Румыния <> | Саудовская Аравия <> | Сенегал <> | Сербия <> | Сирия <> | Словакия <> | Словения <> | США <> | Таджикистан <> | Танзания <> | Туркменистан <> | Турция <> | Узбекистан <> | Украина <> | Уругвай <> | Филиппины <> | Финляндия <> | Франция <> | Хорватия <> | Черногория <> | Чехия <> | Чили <> | Швейцария <> | Швеция <> | Эстония <> | Эфиопия <> | ЮАР <> | Ямайка <> | Япония <> |

| художник | скульптор | архитектор | фотограф | все виды искусств |

ГОЙЯ, Франсиско.


БАРБА, Луис. (Barba, Lluis., 1952-)
БАРСЕЛО, Микель. (Barcelo, Miquel., 1957-)
ВЕЛАСКЕС, Диего. (Velasquez, Rodriguez de Silva., 1599-1660)
ГАУДИ, Антонио. (Gaudi, Antonio., 1852-1926)
ГОЙЯ, Франсиско. (Goya y Lucientes, Francisco Jose., 1746-1828)
ДАЛИ, Сальвадор. (Dali, Salvador., 1904-1989)
КОЛОНИЯ, Симон де. (Colonia, Simon de., 1450-1511)
МУРИЛЬО, Бартоломе. (Murillo, Bartolome Esteban., 1617-1682)
ПИКАССО, Пабло. (Picasso, Pablo., 1881-1973)
РИБЕРА, Хосе де. (Ribera, Jusepe de., 1591-1652)
СУРБАРАН, Франсиско де. (Zurbaran, Francisco de., 1598-1664)
ТАПИЕС, Антони. (Tapies, Antoni., 1923-)
ЧУРРИГЕРА, Хосе. (Churriguera, Jose Benito de., 1665-1725)
ЭЛЬ ГРЕКО, Доменико. (El Greco. Domenikos Theotokopoulos., 1541-1614)
ГОЙЯ, Франсиско
ГОЙЯ, Франсиско
ГОЙЯ, Франсиско. Расстрел повстанцев в ночь на 3 мая 1808 г. Ок. 1814 г.
ГОЙЯ, Франсиско. Расстрел повстанцев в ночь на 3 мая 1808 г. Ок. 1814 г.
ГОЙЯ, Франсиско. Маха обнажённая. 1800 г.
ГОЙЯ, Франсиско. Маха обнажённая. 1800 г.
ГОЙЯ, Франсиско. Портрет cемьи Карла IV. 1800 г.
ГОЙЯ, Франсиско. Портрет cемьи Карла IV. 1800 г.
ГОЙЯ, Франсиско. Сон разума рождает чудовищ. 1799 г.
ГОЙЯ, Франсиско. Сон разума рождает чудовищ. 1799 г.
ГОЙЯ, Франсиско. Махи на балконе. 1805-1812 гг.
ГОЙЯ, Франсиско. Махи на балконе. 1805-1812 гг.
ГОЙЯ, Франсиско. Портрет доньи Исабель Кабос де Порсель. 1805 г.
ГОЙЯ, Франсиско. Портрет доньи Исабель Кабос де Порсель. 1805 г.
ГОЙЯ, Франсиско. Какое мужество! Из серии "Бедствия войны". 1808-1820 гг.
ГОЙЯ, Франсиско. Какое мужество! Из серии "Бедствия войны". 1808-1820 гг.

ГОЙЯ, Франсиско.

(Goya y Lucientes, Francisco Jose., 1746-1828) великий испанский художник и гравер, рисовальщик. Новатор. Родился в горном селении Фуэндетодос в Арагоне, в семье мастера-позолотчика. С 1760 г. учился в Сарагосе у X. Лусана-и-Мартинеса. Ок. 1769 г. отправился в Италию. В 1771 вернулся в Сарагосу, где писал фрески в традициях итальянского барокко. С 1773 г. работал в Мадриде. В 1776-1780 и 1786-1791 гг. выполнил для королевской мануфактуры свыше 60 панно (картонов для ковров) с насыщенными по цвету и непринужденными по композиции сценами повседневной жизни, труда и праздничных народных развлечений ("Зонтик", 1777 г.; "Игра в пелоту", 1779 г.; "Раненый каменщик", 1786 г.; "Игра в жмурки", 1791 г.). В отличие от царившего в испанской живописи духа парадной торжественности и рассудочности, картоны Гойи были проникнуты любовью к жизни и естественной красотой. С нач. 1780-х гг. Гойя получил известность и как портретист ("Семья герцога Осуна", 1787 г.; "Портрет маркизы А. Понтехос", ок. 1787 г.). Его портреты выполнены в звучной, тонко разработанной цветовой гамме, фигуры и предметы в них, переданные с тонким ощущением их материальности, как бы растворяются в лёгкой дымке. В 1780 Г. был избран в мадридскую АХ (с 1785 г. вице-директор, а с 1795 г. директор её живописного отделения), в 1786 г. назначен придворным живописцем, с 1799 г. "первым живописцем короля". В этот период наступающей в Испании политической реакции жизнеутверждающее начало в творчестве Гойи сменяется глубокой неудовлетворённостью, приобретающей черты трагизма. Гойю привлекает искусство графики: стремительность перового рисунка, царапающего штриха иглы в офорте, светотеневые эффекты акватинты. Под влиянием испанских просветителей обостряется неприязнь Гойи к феодально-клерикальной Испании. В 1790-х - нач. 1800-х гг. исключительного расцвета достигло портретное творчество Гойи, в котором звучали чувство тревожного одиночества человека (портреты - сеньоры Бермудес; Ф. Байеу, 1796 г.; Ф. Савасы Гарсии, ок. 1805 г.), мужественное противостояние и вызов окружающему миру ("Ла Тирана", 1799 г.; портреты - доктора Пе-раля, 1796 г.; Ф. Гиймарде, 1798 г.). В 1791 г. Гойя познакомился с герцогиней Альба, которая стала его возлюбленной и покровительницей. Он писал ее портреты много раз; два самых знаменитых из них – "Маха обнаженная" (ок. 1797 г.) и "Маха одетая" (ок. 1802 г.). Он также украсил фресками ее загородный дворец. С удивительной обличительной силой неприкрашенной правды запечатлевает художник надменную торжественность и уродство королевской семьи в групповом портрете "Семья Карла IV" (1800 г.). В большой серии офортов "Капричос" (80 листов с комментариями художника, 1797-1798 гг.) в гротескно-трагической форме, питающейся фольклорными истоками, раскрыто уродство моральных, политических и духовных основ испанского "старого порядка". Серию "Капричос" отличают смелая новизна художественного языка, острая выразительность линий, беспокойных пятен и штрихов, контрастов света и тени, обращение к гротеску, аллегории, художественному преувеличению и иносказанию. В 1808 г. Испания была оккупирована Наполеоном. Глубоким историзмом, подлинно народной энергией и страстным протестом пронизаны большие картины Гойи, посвященные борьбе против французской интервенции: "Восстание 2 мая 1808 г. в Мадриде" и "Расстрел повстанцев в ночь на 3 мая 1808 г." (обе - ок. 1814 г.). Своеобразным философско-историческим осмыслением судьбы народа в эту трагическую эпоху истории Испании явились офорты "Бедствия войны" (82 листа; 1810-1820 гг.). В нач. 1790-х гг. тяжелая болезнь привела художника к глухоте. Последние, чрезвычайно тяжелые для него годы, совпавшие с периодом жестокой реакции, Гойя провел в загородном доме ("Кинта дель Сордо", т. е. "Дом Глухого"), стены которого расписал маслом. В созданных здесь сценах (ныне в Прадо), включающих невиданно смелые для того времени, остродинамические изображения многолюдных масс и устрашающие символические образы, воплотились идеи противостояния прошлого и будущего, бесконечно ненасытного, дряхлого образа времени ("Сатурн") и освободительной энергии юности ("Юдифь"). Еще сложнее система мрачных гротескных образов в серии офортов "Диспаратес" (22 листа; 1820-1823 гг.). Но и в самых мрачных видениях Гойи жестокая тьма не может подавить присущее художнику ощущение вечного движения, которое для него, как и для революционных романтиков во Франции, являлось мощным проявлением жизни. Оно становится лейтмотивом в "Похоронах сардинки" (ок. 1814 г.), в серии офортов "Тавромахия" (1815 г.) и др. работах. С 1824 Г. жил во Франции, где писал портреты своих друзей, осваивал технику литографии. Произведения: "Зонтик", 1777 г.; "Продавец посуды" и "Мадридский рынок", 1778 г.; "Игра в пелоту", 1779 г.; "Молодой бык", 1780 г.; "Раненый каменщик", 1786 г.; "Игра в жмурки", 1791 г.; "Портрет графа Флоридабланка", 1782-1783 гг.; "Семья герцога Осуна", 1787 г.; "Портрет маркизы А. Понтехос", ок. 1787 г.; "Сеньора Бермудес"; "Ф. Байеу"; "Доктор Пераль", 1796 г. ; "Ф. Гиймарде", 1798 г., "Ла Тирана", 1799 г.; "Семья короля Карла IV", 1800 г.; "Ф. Саваса Гарсп", ок. 1805 г.; "И. Ковос де Порсель", ок. 1806 г.; "Автопортрет", 1815 г.; "Портрет Т. Переса", (1820 г.); "П. де Молина", 1828 г. и др. Гойя был два раза женат, имел двух детей. Сын от первого брака, Франсиско Хавьер Педро, также стал художником. Умер в Бордо. Уже при жизни Гойя был признан выдающимся испанским художником. Влияние творчества Гойи на развитие живописи и графики имело общеевропейский характер и сказывается вплоть до ХХ в. Он был первым мастером, который обратился в своем творчестве к актуальным событиям. Офорты Гойи, обличающие обычаи и зло его времени, оказали влияние на французского художника О. Домье. Сияющие яркие цвета в живописи и драматические эффекты светотени в графике повлияли на развитие импрессионизма во Франции, в особенности на К. Моне и О. Ренуара. Ночные кошмары росписей Гойи в "Доме глухого" и полные ужасов офорты "Диспаратес" оказали воздействие на немецких экспрессионистов.

ARTinvestment.RU: новости искусства
© Агафонов Н. 2002-2024