АГЕСАНДР с Родоса. (Agesandr., )
ДЕ КИРИКО, Джорджо. (De Chirico, Giorgio., 1888-1978)
ЕВФРОНИЙ. (Euphronios., )
ИКТИН. (Iktinos., )
КАЛЛИКРАТ. (Kallikrates., )
КЛИТИЙ. (Kliteios., )
КРИТИЙ. (Kritios., )
КУНЕЛЛИС, Жаннис. (Kounellis, Jannis., 1936-2017)
ЛЕОХАР. (Leochares., )
ЛИСИПП. (Lysippus., )
МИРОН. (Myron., )
ПОЛИКЛЕТ. (Polykleitos., )
ПРАКСИТЕЛЬ. (Praxiteles., )
СКОПАС. (Skopas., )
ТАССОС, Алевизос. (Tassos, Alevizos., 1914-1985)
ФЕОФАН ГРЕК. (Theophanes Greek., 1340-1405)
ФИДИЙ. (Pheidias., )
ЭКСЕКИЙ. (Exekias., )
ЭЛЬ ГРЕКО, Доменико. (El Greco. Domenikos Theotokopoulos., 1541-1614)
|
ФЕОФАН ГРЕК. Троица. Фреска церкви Спаса на Ильине улице в Новгороде. 1378 г.
ФЕОФАН ГРЕК.
(Theophanes Greek., 1340-1405) великий русский иконописец, миниатюрист и мастер монументальных росписей, учитель Андрея Рублёва. Родился в Византии. Известно, что Феофан, "родом грек, книги изограф нарочитый и среди иконописцев отменный живописец". Работал в Византии и Древней Руси. Расписывал церкви в Константинополе (расписал более 40 каменных церквей), Галате, Халкедоне, Кафе (Феодосия), на Руси: Спаса на Ильине церковь в Новгороде (1378 г.), вместе с Симеоном Чёрным - церковь Рождества богоматери (1395 г.), Архангельский собор (1399 г.), вместе с Рублёвым Андреем и Прохором с Городца - Благовещенский собор (1405 г.; все в Кремле Московском). Среди его заказчиков были московские князья, митрополит. В Новгородской III летописи первая работа Феофана упоминается под 1378 г. Здесь говорится о росписи им новгородской церкви Спаса Преображения на Ильине-улице - единственной дошедшей до наших дней работе мастера, имеющей документальное подтверждение и доныне остающейся главным источником для суждения о его искусстве. Фрески церкви сохранились фрагментарно, поэтому восстановить систему ее росписи можно лишь частично. В куполе храма изображена полуфигура Христа Пантократора, окруженная архангелами и серафимами. В барабане - изображения праотцев, среди которых Адам, Авель, Ной, Сиф, Мельхиседек, Енох, пророки Илия, Иоанн Предтеча. На хорах в северо-западной угловой камере (Троицкий придел) изображения сохранились лучше. Придел расписан изображениями святых, композициями "Богоматерь Знамение с архангелом Гавриилом", "Поклонение жертве", "Троица". Манера Феофана ярко индивидуальна, отличается экспрессивностью темпераментом, свободой и разнообразием в выборе приемов. Форма подчеркнуто живо писна, лишена детализации, строится с помощью сочных и свободных мазков. Приглушенный общий тон росписи контрастирует с яркими белильными высветлениями, подобно вспышкам молний освещающими суровые, одухотворенные лики святых. Контуры очерчены мощными динамичными линиями. Складки одежд лишены детальной моделировки, ложась широко и жестко, под резкими углами. Палитра мастера скупа и сдержанна, в ней преобладают оранжево-коричневый, серебристо-голубой, соответствующие напряженному духовному состоянию образов. "Живопись Феофана - это философская концепция в красках, притом концепция достаточно суровая, далекая от обыденного оптимизма. Суть ее составляет идея глобальной греховности человека перед Богом, в результате которой он оказался почти безнадежно удаленным от него и может только со страхом и ужасом ожидать прихода своего бескомпромиссного и безжалостного судьи, образ которого с крайней суровостью взирает на грешное человечество из-под купола новгородского храма",- пишет исследователь русского средневекового искусства В. Бычков. Феофан Грек создает мир, полный драматизма, напряжения духа. Его святые суровые, отстраненные от всего вокруг, углубившиеся в созерцание безмолвия - единственного пути к спасению. Работал также в Серпухове, Нижнем Новгороде, возможно, в Коломне и Переславле-Залесском. Феофану Греку приписывают иконы деисусного чина Благовещенского собора в Московском Кремле - "Спас", "Богоматерь", "Иоанн Предтеча" (при участии и под руководством Феофана Грека исполнены другие иконы этого и праздничного чинов). Феофан Грек создал в Москве мастерскую, которой приписывают иконы "Богоматери Донской" с "Успением" на обороте (1380 или 1392 гг.), "Четырёхчастная", "Преображение" из Переславля-Залесского и инициалы "Евангелия Кошки" (ок. 1392 г.). Для творчества Феофана Грека характерны драматично-эмоциональная трактовка образов, динамичная композиция, сдержанный колорит, пластичность изображений, подчёркнутая смелым и точным наложением световых бликов. Стиль Феофана Грека поражает выразительностью и экспрессией. Для его фресковых росписей характерна т. н. "скоропись", при почти монохромной живописи и непроработанности мелких деталей изображения оказывают огромное воздействие на чувства зрителя. Феофан Грек относится к крупнейшим мастерам средневековья. Его работы, исполненные в Византии, не сохранились. Все известные его произведения были созданы на Руси и для Руси, где он прожил более тридцати лет. Он познакомил русских с высочайшими достижениями византийской духовной культуры, переживавшей в его время один из последних взлетов. Личность и произведения Феофана Грека были высоко оценены в Древней Руси, называя живописца философом. Созданная им в Москве мастерская стимулировала деятельность местных живописцев. |