БЮВЕЛОТ, Абрэм Луис (Buvelot, Louis, 1814-1888)
ВАЛЛОТТОН, Феликс. (Vallotton, Felix., 1865-1925)
ГИГЕР, Ганс. (Giger, Hans Rudolf., 1940-2014)
ДЖАКОМЕТТИ, Альберто. (Giacometti, Alberto., 1901-1966)
КАЛАМ, Александр. (Calame, Alexandre., 1810-1864)
КЛЕЕ, Пауль. (Klee, Paul., 1879-1940)
МЕРИАН, Мария Сибилла. (Merian, Anna Maria Sibylla., 1647-1717)
ОППЕНГЕЙМ, Мерет. (Oppenheim, Meret., 1913-1985)
РОНДИНОНЕ, Уго. (Rondinone, Ugo., 1963-)
СТЕЙНЛЕН, Теофиль. (Steinlen, Theophile Alexandre., 1859-1923)
ТИНГЕЛИ, Жан. (Tinguely, Jean., 1925-1991)
ФИШЛИ, Питер. (Fischli, Peter., 1952-)
ФЮСЛИ, Иоганн. (Fussli, Iohann Heinrich., 1741-1825)
ХОДЛЕР, Фердинанд. (Hodler, Ferdinand Max., 1853-1918)
ХОУВ, Джон. (Howe, John., 1957-)
|
КЛЕЕ, Пауль
КЛЕЕ, Пауль. Голова мужчины. 1921 г.
КЛЕЕ, Пауль.
(Klee, Paul., 1879-1940) швейцарский живописец и график, теоретик искусства, одна из крупнейших фигур европейского авангарда. Родился в Мюнхенбухзее, под Берном в еврейской семье. Отец - немец, преподаватель музыки, мать - певица. Учился в АХ в Мюнхене (1898-1901 гг., вместе с Кандинским) у Ф. фон Штука. В Италии изучал архитектуру и живопись Ренессанса (прежде всего - Микеланджело), в Мюнхене - Гойю, Блейка, Энсора, Ван Гога и Сезанна. Испытал влияние П. Сезанна и В. Кандинского. В 1906-1920 гг. жил в Мюнхене, где входил в объединение "Синий всадник". В 1912 г. в Париже встретился с Р. Делоне, увидел работы Пикассо, Руссо, Брака. Большое впечатление на художника произвела поездка в 1914 г. в Тунис, его работа с восточными мотивами близка аналогичным поискам Матисса. В 1915 г. познакомился с Рильке. В 1916-1918 гг. участвовал в Первой мировой войне. В 1920 г. вышло издание повести Вольтера "Кандид" с иллюстрациями Клее. В 1921-1930 гг. преподавал в "Баухаузе" в Веймаре и Дессау. С 1933 г. жил в Берне. Один из лидеров экспрессионизма, Клее тяготел к абстрактному искусству, был близок к сюрреализму и др. новейшим течениям. Одарённый колорист, Клее добивался в своих произведениях музыкальности цветовых созвучий ("Оттепель в Арктике", 1920 г.; "Натюрморт", 1940 г.). В 1925 г. участвовал в парижской выставке сюрреалистов. В 1933 г. Клее изгнан нацистами с должности профессора в Дюссельдорфской художественной академии и вернулся в Швейцарию. В 1935 г. большая экспозиция работ Клее прошла в Берне. В 1937 г. несколько его работ фигурировали на пропагандистской выставке фашистской Германии "Дегенеративное искусство". В 1940 г. состоялась последняя большая прижизненная выставка мастера в Цюрихе. Клее был одним из наиболее оригинальных и изобретательных художников ХХ в. Кажется, что его образы возникли под влиянием чисто личных интуитивных впечатлений, а формы связаны с автоматическими, подсознательными ассоциациями и трактованы в явно нереалистической манере, хотя и редко достигают полной абстракции. Традиционные концепции пространства и рисунка заменяются построениями, напоминающими творчество детей или народный примитив. Клее использует богатые и разнообразные оттенки. Как особенность его техники следует отметить чувственную, поэтическую и уравновешенную линию. Она столь спонтанна и гибка, что дает эффект свободной импровизации, однако всегда осмысленна и подчинена индивидуальному стилю автора. Умер Клее в Муральто, близ Локарно. В швейцарском г. Берн открылся музей знаменитого художника - Paul Klee Zentrum. В собрании разместятся более четырех тысяч работ художника, в том числе живопись, акварельные вещи, архивные документы и куклы, сделанные им для сына. Создатели Центра хотели бы превратить музей в живой, развивающийся организм, где можно изучать искусство и творить самостоятельно... Теоретические труды Клее, его аналитические дневники и переписка имеют для искусства ХХ в. большое значение. |