ЛОРРЕН, Клод ЛОРРЕН, Клод. Утро в гавани. 1640-е гг.
ЛОРРЕН, Клод.
(Lorrain, Claude., 1600-1682) французский живописец, рисовальщик и гравер. Крупнейший пейзажист эпохи классицизма. Родился в г. Шамань в Лотарингии в крестьянской семье. Первые уроки рисунка получил у своего брата Ж. Желле, резчика по дереву. Учился у А. Тасси в Риме (с 1613 г.). Жил в Риме с 1627 г. Испытал влияние П. Бриля, А. Эльсхаймера, А. Карраччи. Уже в 1630-е гг. пейзажи Лоррена привлекли внимание знатоков искусства и богатых заказчиков, среди которых были испанский король, папы, кардиналы, римские вельможи и т.п. Создал вариант величественного классицистического "идеального" пейзажа; использовал эффекты рассеянного света, тающего в золотистой дымке, стремился запечатлеть различные состояния природы ("Отплытие Св. Урсулы", 1646 г.). В ландшафтах, задуманных и исполненных в возвышенном классическом стиле, Лоррен стремился не столько к точной детальной передаче природы, сколько к выражению возбуждаемого ею поэтического чувства, старался произвести впечатление красотой линий, уравновешенностью изображаемых масс, ясной градацией тонов в близких и дальних планах, эффектным контрастом света и тени. В его творчестве можно различать две манеры: картины, относящиеся к ранней поре его деятельности, писаны сильно, густо, в теплых тонах; позднейшие - более плавно, в холодноватом тоне. Фигуры, которыми обыкновенно оживлены его пейзажи, принадлежат, в основном, не его кисти, а Ф. Лаури, Я. Миля, Фр. Аллегри и Н. Колонбеля. Библейские, мифологические и пасторальные сюжетные мотивы в картинах Лоррена подчинены созерцательному элегическому настроению, наполняющему природу (цикл пейзажей "Утро", "Полдень", "Вечер", "Ночь" - все 1651-1672 гг.). Лоррен воспроизвел большинство своих пейзажей в рисунках, начерченных пером и пройденных бистром, и составил из таких эскизов сборник, под заглавием: "Liber veritatis" (200 рисунков). Отлично владея гравировальной иглой, в 1630-1662 гг. Лоррен исполнил сам сорок шесть гравюр со своих картин. Произведения: "Пейзаж со сценой отдыха на пути в Египет", 1661 г.; "Похищение Европы", 1667 г.; "Пейзаж с Энеем на Делосе", 1672 г.; "Гавань при восходе солнца", 1674 г.; "Диана, воссоединяющая Кефала и Прокриду", 1645 г.; "Изгнание Агари", 1668 г.; "Пейзаж со сценой бракосочетания Исаака и Ревекки", 1648 г.; "Пейзаж с Аполлоном, стерегущим стада Адмета", 1645 г.; "Пейзаж со сценой нахождения Моисея", 1637-1639 гг.; "Гавань при заходе солнца", 1643 г.; "Отплытие Одиссея из страны феаков", 1646 г.; "Отплытие царицы Савской", 1648 г.; "Пейзаж с Акидом и Галатеей", 1657 г. Лоррен не был женат, но имел дочь, родившуюся в 1653 г. Умер в Риме. Живопись Лоррена оказала воздействие на развитие европейского пейзажа: рядом с ним сформировалась группа голландских пейзажистов итальянизирующего направления (Г. ван Сваневельт, Я. Бот, и др.), в XVIII-XIX вв. его влияние испытали Гейнсборо, Тернер, С. Щедрин и др. Для Гете Лоррен был высшим идеалом в искусстве. Ф. Достоевский увидел в его картине "Пейзаж с Акисом и Галатеей" образ "золотого века" человечества.