ДЮБЮФФЕ, Жан ДЮБЮФФЕ, Жан. Monumental Sculpture from the Hourloupe Cycle.
ДЮБЮФФЕ, Жан.
(Dubuffet, Jean., 1901-1985) французский художник и скульптор, теоретик искусства, основоположник стиля "ар брют". Родился в Гавре (Нормандия), в семье виноторговца. Начал заниматься живописью в 1916 г. В семнадцатилетнем возрасте приехал в Париж. Сблизился с М. Жакобом, Ж. Поланом. Ознакомился с монографией Г. Принцхорна "Живопись душевнобольных" (1922 г.), которая произвела на него глубокое впечатление. Учился в Школе изящных искусств (Гавр) и в Академии изящных искусств Жюлиана (Париж). В 1925 г. вернулся в Гавр. Вновь стал заниматься живописью в 1942 г. В 1944 г. состоялась его первая персональная выставка в парижской галерее Р. Друэна. Сблизился с сюрреалистами. Дюбюффе - основоположник искусства "ар брют" - "грубого" или "сырого" искусства, принципиально близкого к любительской живописи детей, самоучек, душевнобольных, не признающего общепринятых эстетических норм и использующего любые подручные материалы. В 1948 г. начал собирать коллекцию "ар брют". Сформировался как мастер, разработав в 1946 г. технику "hautes pates" ("поднявшегося теста") - заменяя краски смесью гипса, извести и цемента, размазывая ее по холсту и наносил на образовавшуюся грубофактурную поверхность линии-царапины. Писал таким способом условные "портреты", "пейзажи" и фигурные "сцены", впечатляющие не сюжетом и деталями, а самим материалом, той хаотической и тусклой массой. Эти нарочито "варварские" образы, в том числе мрачные мотивы пустыни, навеяны путешествиями Дюбюффе в Сахару (в кон. 1940-х гг.). Скандальную известность завоевала серия "Женские тела" (1950 г.) - с изображениями нагих фигур, словно вмятых в картинные плоскости катком-асфальтоукладчиком. Многие критики отозвались об этих работах как о "провокации в отношении женщин и их поношении". В 1960-е гг. увлекся техникой спонтанно-бессознательного рисования шариковыми ручками ("hourloupe"). В 1975 г. основал в Париже Фонд Дюбюффе. Художник - автор более 10 000 работ. Произведения (серии): "Женские тела" (1950 г.), "Маленькие картинки из крыльев бабочек" (1953 г.), "Маленькие изваяния ненадежной жизни" (1954 г.), "Феномены" (1958 г.), "Урлуп" (1967 г.) и др. Дюбюффе - создатель художественной концепции "ар брют" - искусства, в которой связал воедино примитивную реакцию плоти, ничем не прикрытую жестокость и стремление к физическому уничтожению жизни, проявившееся в охваченной военным пожаром Европе. Он считал, что процесс очищения цивилизации от ненужного сора становится источником искусства, которое могло возникнуть только из мусора. Автор манифеста "Asphyxiante culture" (Paris: Minuit, 1986.). Умер в Париже. Работы Дюбюффе представлены в Музее декоративного искусства в Париже, в Национальном музее современного искусства, Центре Помпиду, в Музее современного искусства в Нью-Йорке. Дюбюффе, Ф. Бэкон и А. Джакометти стали кумирами нового поколения европейских художников, восторгавшихся их способностью живо реагировать на перемены в современном мире.