ДЕЛОНЕ, Робер ДЕЛОНЕ, Робер. Эйфелева башня. 1910 г.
ДЕЛОНЕ, Робер.
(Delaunay, Robert., 1885-1941) французский художник-абстракционист, один из основоположников арт-стиля "орфизм". Родился в Париже, в аристократической семье. Оставив в 1902 г. колледж, посещал частные уроки живописи, решив стать театральным живописцем. В 1910 г. женился на художнице Соне Терк (1885-1979 гг.) из Одессы. Годы Первой мировой войны они провели в Испании и Португалии, в 1921 г. вернулись в Париж. Жили преимущественно в Париже. Испытал влияние П. Сезанна, Ж. Сёра. Делоне остро чувствовал движение, ритмику, динамичность изображаемых. С 1912 г. пришел от кубизма к своеобразной манере абстрактной живописи, тесно связанный с музыкой, которую поэт Г. Аполлинер назвал орфизмом. Она представляет собой сочетание фаува (яркие цвета, простые формы), футуристического динамизма, аналитического кубизма. Его картины часто принимали характер декоративных панно ("Город Париж", 1910–1912 гг.). Создавал беспредметные живописные работы ("Одновременно открытые окна", 1912 г.), в том числе т.н. круговые формы, народившиеся из наблюдений о концентрически-круговой природе светового излучения и цветового спектра. Был близок к "Синему всаднику", переписывался с Кандинским и Марке. В 1920-е гг. художник вернулся к фигуративному искусству, продолжив серию "Эйфелевых башен" и написав немало выразительных портретов ("Ф.Супо", 1922 г.). В акварели "Дань уважения Блерио" (1922 г.), которая кажется абстрактной, закрученные спирали и вращающиеся цветовые диски образуют некий узор на поверхности бумаги. Потом замечаем Эйфелеву башню справа, а также крылья и пропеллер аэроплана слева. Все это, в сочетании с плывущими по небу формами, призвано было прославить первый перелет через Ла-Манш, предпринятый Л. Блерио в 1909 г. Позже Делоне вновь обратился к абстракции (цикл "Бесконечные ритмы", с 1933 г.). Автор ряда программных и теоретических работ о живописи. Делоне заложил основы новой художественной концепции, он отказался от привычных выразительных средств, традиционного образа мыслей и доверил цвету самые разнообразные функции. Цветом он сумел передать и новое восприятие пространства, связанного со временем, и физическую динамику материала, что нашло свое подтверждение в современных научных теориях. Работал также в области прикладного искусства. В 1937 г. Делоне вместе с супругой участвовали в оформлении Всемирной выставки в Париже (выполнили ряд монументально-декоративных работ). Делоне много занимался печатной графикой, плакатом. С началом Второй мировой войны он укрылся в Оверни. Произведения: "Автопортрет" (1909 г.), "Эйфелева башня с деревьями" (1910 г.), "Марсово поле. Красная башня" (1911-1923 гг.), "Одновременно открытые окна" (1912 г.), "Футбол" (1916 г.), "Португалка" (1916 г.), "Обнаженная с книгой" (ок. 1920 г.), "Дань уважения Блерио" (1922 г.), "Круговые формы" (1930 г.), "Ритмы. Радость жизни" (1930 г.), "Бесконечный ритм" (1934 г.), "Круговой ритм" (1937 г.) и др. Творческие искания художника были прерваны болезнью. Делоне скончался от рака в Монпелье. Работы Делоне представлены во многих крупных музеях мира.