ГОГЕН, Поль ГОГЕН, Поль. А, ты ревнуешь? 1892 г. ГОГЕН, Поль. Женщина, держащая плод. 1893 г. ГОГЕН, Поль. Дух мертвых не дремлет. 1892 г. ГОГЕН, Поль. Желтый Христос. 1889 г. ГОГЕН, Поль. Откуда мы пришли? Кто мы? Куда мы идём? 1897–1898 гг.
ГОГЕН, Поль.
(Gauguin, Paul., 1848-1903) французский живописец, график, скульптор. Наряду с Сезанном и В. ван Гогом был крупнейшим представителем постимпрессионизма. Родился в Париже. В юности служил моряком, в 1871-1883 гг. - биржевым маклером в Париже. С 1870-х гг. начал самостоятельно заниматься живописью, пользовался советами К. Писсарро, принимал участие в выставках импрессионистов. Работал в Понт-Авене (Бретань; 1886 г.), в Арле (1888 г., совместно с В. ван Гогом). Неприятие современного ему общества пробудило у Гогена интерес к архаичному, традиционному укладу жизни, к искусству Древней Греции, стран Древнего Востока, первобытным культурам. Гоген искал вдохновение вдали от центров современной цивилизации. Гоген, испытывая с детства, проведенного в Перу (на родине матери), тягу к экзотическим местам, в 1891 г. уехал на о-в Таити (Океания), после кратковременного возвращения во Францию (1893-1895 гг.) поселился на о-вах Океании навсегда. Поиски обобщенных образов, таинственного смысла явлений ("Видение после проповеди", 1888 г.; "Желтый Христос", 1889 г.) сблизили программу Гогена с символизмом и привели Гогена и группу работавших под его влиянием художников (т. н. понт-авенская школа) к созданию своеобразной живописной системы - т. н. "синтетизма" (упрощение и обобщение форм и линий, использование обобщенных цветовых плоскостей и т. п.). Эта система получила развитие в произведениях Гогена, написанных на Таити, в которых он, изображая сочную полнокровную красоту Океании с ее обилием цветов и плодов, а также живущих в ней цельных, естественных, неиспорченных цивилизацией людей, стремился воплотить утопическую мечту о жизни человека в гармонии с природой, вдали от современного общества ("А, ты ревнуешь?", 1892 г.; "Жена короля", 1896 г.; "Сбор плодов", 1899 г.; "Женщина, держащая плод", 1893 г.; "Таитянские пасторали", 1893 г.). С 1901 г. Гоген поселяется на о-ве Хива-Оа (Маркизские о-ва), где берет себе в жены молодую таитянку и работает в полную силу: пишет пейзажи, рассказы, работает журналистом. На этом острове он и умирает. Несмотря на болезни, бедность и депрессию, приведшую его к попытке самоубийства, лучшие свои работы Гоген написал именно там. Слава пришла к художнику после смерти, когда в 1906 г. в Париже было выставлено 227 его работ. Картины Гогена, подобные панно по декоративности цвета, плоскостности и монументальности композиции, обобщенности стилизованного рисунка, несли многие черты складывавшегося стиля "модерн" и оказали влияние на творческие поиски мастеров группы "Наби" и живописцев нач. XX в. Гоген работал также в области скульптуры, графики, керамики.