(Gris, Juan; Gonzalez., 1887-1927) испанский художник и скульптор, график и декоратор, один из основоположников кубизма. Родился в Мадриде, в семье зажиточного торговца. Учился в Мадридской школе искусств и ремесел. Значительную часть творческой жизни провел во Франции. Испытал влияние модерна. Сотрудничал с юмористическими журналами. В 1906 г. переехал в Париж, долгое время жил на Монмартре в Бато-Лавуаре. Был знаком с Матиссом, Модильяни, Леже, Пикассо и Браком, а также с поэтом М. Жакобом. В 1911 г. Грис начинает заниматься живописью. Работал художник в жанре натюрморта. В 1911 г. появились его первые кубистические натюрморты, выполненные в серых и землистых тонах с четкими, пластически разработанными формами предметов. Живописным произведениям Гриса, часто включающим метод коллажа присуща особая цветовая гармония и композиционная элегантность, которая идеально выражает принцип контрастно-уравновешивающего "золотого сечения" (название этапной выставки кубистов в 1912 г.). Первая и одна из наиболее интересных живописных работ Гриса - "Оммаж Пикассо" - была выставлена в 1912 г. в Барселоне. Стремительно развиваясь, Грис уже в 1913-1914 гг. вырабатывает собственную версию "синтетического" кубизма. Свою живопись он определяет как "вариант плоскостной, цветной архитектуры", вернее, ее "предчувствие", гармоническую аранжировку форм и цветов. Первая персональная выставка Гриса состоялась в 1919 г. в Париже, затем последовали экспозиции в Берлине (1923 г.) и Дюссельдорфе (1925 г.). В 1922-1924 гг. сотрудничал с С. Дягилевым и его балетной труппой, занимался книжной иллюстрацией. Использовал гуашь и акварель, экспериментировал с техникой коллажа (с 1913 г.). Версия кубизма, созданная Грисом, была более суровой и классичной, менее спонтанной, чем у Брака или Пикассо. В полотнах 1920-1927 гг. художник культивирует "утонченную и эстетизированную сторону живописи, для которой прежде не находил места в своем творчестве". В результате его стиль приобрел необычную свободу, лиризм и одновременно смелость и завершенность. Произведения: "Натюрморт с мясом и ножом" (1911 г.), "Человек в кафе" (1912 г.), "Оммаж Пикассо" (1912 г.), "Курильщик" (1913 г.), "Кружка пива и карты" (коллаж, 1913 г.), "Натюрморт с книгой, трубкой и стаканами" (1915 г.), "Женщина с мандолиной" (1915) и "Портрет мадам Хосетты Грис" (1916 г.), "Белая скатерть" (1916 г.), "Гитара и бутылка" (1917 г.), "Натюрморт с компотницей" (1918 г.), "Шахматная доска", "Натюрморт с гитарой, книгой и газетой" (1919 г.), "Бутылка и ваза для фруктов" (1919 г.), "Окно художника" (1925 г.), "Гитара и нотный лист" (1926 г.) и др. Графическое наследие Гриса включает в себя 34 гравюры (офорты и литографии), главным образом, иллюстрации. В 1920 г. Грис заболел плевритом, здоровье его пошатнулось. Он умер в 40-летнем возрасте в Булоне-на-Сене (Франция).