(Bellmer, Hans., 1902-1975) немецкий график, скульптор, фотохудожник, книжный иллюстратор, писатель. Родился в Катовице, Верхняя Силезия, Польша, семье инженера. Учился в Высшей технической школе в Берлине (1923-1925 гг.). В 1925 г. направился в Париж. По возвращении открыл собственное рекламное агентство, выступал как художник книги, иллюстрировал гротескно-пародийный роман Миноны "Железнодорожное счастье, или Анти-Фрейд" (1925 г.). Путешествовал по Италии и Тунису. Беллмер, с помощью кукольного мастера, художницы по костюмам Л. Притцель, начал работать над эротизированным образом деформированной куклы, противопоставляя свой замысел официальному культу "арийского" здоровья и эстетике "классического" тела в гитлеровской Германии (1930-е гг.). В обращении к этой теме и ее дальнейшей трактовке на художника повлияла автобиографическая книга О. Кокошки "Фетиш" (1925 г.), а позже - труд австрийского психиатра П. Шильдера "Образ и облик человеческого тела" (1935 г.) и книга французского психиатра Ж. Лермитта "Образ нашего тела" (1939 г.). Фотографии кукол, вызвавших восхищение А. Бретона, были опубликованы в парижском сюрреалистском журнале "Минотавр" (1934 г.). В том же году серия "Кукла" была отпечатана небольшим тиражом в частном издательстве без указания автора. Тем не менее, Беллмер был причислен нацистской пропагандой к так называемому "дегенеративному искусству". Несколько лет он посвятил изучению женского и детского тела как предмета запретных желаний, расчленяя его на фрагменты, мешая конечности и органы, отображая отчаяние неудовлетворенного мужского желания и исследуя тонкие грани между между живым и механическим, телом и пластикой, страстью и бесстрастностью. Беллмер мастерил женские манекены с остро обозначенными сосками, губами и вагинами, а после фотографировал их в непристойных позах в публичных местах и частных интерьерах. Беллмер объяснял, что хотел сделать игрушку для взрослых, которая смогла бы освободить их от комплексов. В 1938 г. Беллмер навсегда покинул Германию, спасаясь от нацистов, которые конфисковали его картины и книги. В 1941-1944 гг. жил на юге Франции (Кастр, Тулуза), затем вернулся в Париж. В 1953 г. познакомился в Берлине с художницей и писательницей У. Цюрн. Она стала его парижской подругой, моделью, соавтором в искусстве. Беллмер пережил тяжелый инсульт, потерял способность передвигаться (1970 г.). Цюрн после выхода из психиатрической лечебницы покончила с собой. Творчество художника было представлено на международных выставках в Касселе (1959 и 1964 гг.). Произведения: "Кукла" (1936 г.), "Кукла" (1937 г.), "Дворец Короля Убу" (1937 г.), "Автопортрет" (1942 г.), "Уника" (1959 г.), "Автопортрет" (1971 г.) и др. Умер в Париже. Фильм о Беллмере (1972 г.) сняла французский кинорежиссер К. Бине. Самым дорогим произведением сюрреалистической фотографии в 2008 г. стала проданная на торгах "Sothebys" за 260 000 $ "Кукла" Беллмера из коллекции Квиллана.