| На главную страницу | О проекте | Как пользоваться | Контакт |

СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА С ИЛЛЮСТРАЦИЯМИ

А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

ХУДОЖНИКИ, СКУЛЬПТОРЫ, АРХИТЕКТОРЫ, ФОТОГРАФЫ РАЗНЫХ СТРАН И ВЕКОВ

| Австралия <> | Австрия <> | Азербайджан <> | Албания <> | Аргентина <> | Армения <> | Афганистан <> | Бангладеш <> | Барбадос <> | Беларусь <> | Бельгия <> | Болгария <> | Боливия <> | Бразилия <> | Ватикан <> | Великобритания <> | Венгрия <> | Венесуэлла <> | Вьетнам <> | Гаити <> | Гватемала <> | Германия <> | Греция <> | Грузия <> | Дания <> | Египет <> | Израиль <> | Индия <> | Индонезия <> | Ирак <> | Иран <> | Ирландия <> | Исландия <> | Испания <> | Италия <> | Казахстан <> | Кампучия <> | Канада <> | Киргызстан <> | Китай <> | Колумбия <> | Корея Северная <> | Корея Южная <> | Коста-Рика <> | Куба <> | Латвия <> | Ливан <> | Литва <> | Люксембург <> | Македония <> | Мальта <> | Мексика <> | Молдова <> | Монголия <> | Нигерия <> | Нидерланды <> | Никарагуа <> | Новая Зеландия <> | Норвегия <> | О.А.Э. <> | Пакистан <> | Палестина <> | Перу <> | Польша <> | Португалия <> | Россия <> | Румыния <> | Саудовская Аравия <> | Сенегал <> | Сербия <> | Сирия <> | Словакия <> | Словения <> | США <> | Таджикистан <> | Танзания <> | Туркменистан <> | Турция <> | Узбекистан <> | Украина <> | Уругвай <> | Филиппины <> | Финляндия <> | Франция <> | Хорватия <> | Черногория <> | Чехия <> | Чили <> | Швейцария <> | Швеция <> | Эстония <> | Эфиопия <> | ЮАР <> | Ямайка <> | Япония <> |

| художник | скульптор | архитектор | фотограф | все виды искусств |

ШАГАЛ, Марк.


АННЕНКОВ, Юрий. (Annenkov, Yury., 1889-1974)
АРИХА, Авигдор. (Arikha, Avigdor., 1929-)
АРП, Ханс. (Arp, Hans., 1887-1966)
АТЖЕ, Эжен. (Atget, Jean Eugene., 1856-1927)
БАЛЬТЮС. (Balthus; Klossowski, Balthasar., 1908-2001)
БАРТОЛЬДИ, Фредерик. (Bartholdi, Frederic Auguste., 1834-1904)
БЕЛЛМЕР, Ханс. (Bellmer, Hans., 1902-1975)
БЕНУА, Александр. (Benua, Alexander., 1870-1960)
БОНЕР, Роза. (Bonheur, Marie-Rosalie. , 1822-1899)
БОННАР, Пьер. (Bonnard, Pierre., 1867-1947)
БРАК, Жорж. (Braque, Georges., 1882-1963)
БРАССАЙ. (Brassai; Halasz, Gyula. , 1899-1984)
БРЫНКУШИ, Константин. (Brancusi, Constantin., 1876-1957)
БУГРО, Адольф-Вильям. (Bouguereau, Adolphe-William., 1825-1905)
БУЛЬ, Андре. (Boulle, Andre Charles., 1642-1732)
БУРДЕЛЬ, Эмиль. (Bourdelle, Emile Antoine., 1861-1929)
БУШАРДОН, Эдм. (Bouchardon, Edme., 1698-1762)
БУШЕ, Франсуа. (Boucher, Francois., 1703-1770)
ВАЗАРЕЛИ, Виктор. (Vasarely, Victor., 1906-1997)
ВАЛЛОТТОН, Феликс. (Vallotton, Felix., 1865-1925)
ВАН ГОГ, Винсент. (Van Gogh, Vincent., 1853-1890)
ВАТТО, Антуан. (Watteau, Antoine., 1684-1721)
ВИЖЕ-ЛЕБРЕН, Элизабет. (Vigee-Lebrun, Elizabeth., 1755-1842)
ВЮЙАР, Жан Эдуар. (Vuillard, Jean-Edouard., 1868-1940)
ГАБРИЕЛЬ, Жак. (Gabriel, Ange-Jacques., 1698-1782)
ГАРНЬЕ, Жак. (Garnier, Jean-Louis-Charles., 1825-1898)
ГАРНЬЕ, Тони. (Garnier, Tony., 1869-1948)
ГОГЕН, Поль. (Gauguin, Paul., 1848-1903)
ГОДЬЕ-БЖЕСКА, Анри. (Gaudier-Brzeska, Henri., 1891-1915)
ГОЙНИНГЕН-ГЮНЕ, Георгий. (Hoyningen-Huene, George., 1900-1968)
ГОНЧАРОВА, Наталия. (Goncharova, Natalia., 1881-1962)
ГРЁЗ, Жан. (Greuze, Jean Baptist., 1725-1805)
ГРИС, Хуан. (Gris, Juan; Gonzalez., 1887-1927)
ГРО, Антуан. (Gros, Antoine-Jean., 1771-1835)
ГУДОН, Жан. (Houdon, Jean-Antoine., 1741-1828)
ДАВИД, Жак Луи. (David, Jacques-Louis., 1748-1825)
ДАГЕР, Луи. (Daguerre, Louis Jacques Mande., 1787-1851)
ДЕГА, Эдгар. (Degas, Edgar., 1834-1917)
ДЕГГАТИ, Реза. (Deghati, Reza., 1952-)
ДЕЛАКРУА, Эжен. (Delacroix, Eugene., 1798-1863)
ДЕЛОНЕ, Робер. (Delaunay, Robert., 1885-1941)
ДЕРЕН, Андре. (Derain, Andre., 1880-1954)
ДОМЬЕ, Оноре. (Daumier, Honore., 1808-1879)
ДОРЕ, Гюстав. (Dore, Paul Gustave., 1832-1883)
ДЮБЮФФЕ, Жан. (Dubuffet, Jean., 1901-1985)
ДЮШАН, Марсель. (Duchamp, Marcel., 1887-1968)
ДЮШАН-ВИЙОН, Раймон. (Duchamp-Villon, Raymond., 1876-1918)
ЖЕРИКО, Теодор. (Gericault, Thodore., 1791-1824)
ЗАБОРОВ, Борис. (Zaborov, Boris., 1935-)
КАЛЛО, Жак. (Callot, Jacques., 1592-1635)
КАНДИНСКИЙ, Василий. (Kandinskiy, Vasiliy., 1866-1944)
КАРТЬЕ-БРЕССОН, Анри. (Cartier-Bresson, Henri., 1908-2004)
КЛЯЙН, Ив. (Klein, Yves., 1928-1962)
КОМБА, Роберт. (Combas, Robert., 1957-)
КОРО, Камиль. (Corot, Camille., 1796-1875)
КОРОВИН, Константин. (Korovin, Konstantin., 1861-1939)
КУАЗЕВОКС, Антуан. (Coysevox, Antoine., 1640-1720)
ЛАНДОВСКИ, Поль. (Landowski, Paul Maximilien., 1875-1961)
ЛАРТИГ, Жак. (Lartigue, Jacques Henri., 1894-1986)
ЛАТУР, Жорж де. (La Tour, Georges de., 1593-1652)
ЛЕ КОРБЮЗЬЕ, Шарль. (Le Corbusier, Sharl., 1887-1965)
ЛЕЖЕ, Фернан. (Leger, Fernand., 1881-1955)
ЛОРРЕН, Клод. (Lorrain, Claude., 1600-1682)
ЛУИС, Пьер. (Louys, Pierre Eugene., 1894-1976)
МАЙОЛЬ, Аристид. (Maillol, Aristide., 1861-1944)
МАН, Рэй. (Man, Ray; Radnitsky, Emmanuel., 1890-1976)
МАНЕ, Эдуар. (Manet, Edouard., 1832-1883)
МАРКЕ, Альбер. (Marquet, Albert., 1875-1947)
МАТИСС, Анри. (Matisse, Henri., 1869-1954)
МИЛЛЕ, Жан Франсуа. (Millet, Jean Francois., 1814-1875)
МОНЕ, Клод. (Monet, Oscar-Claude., 1840-1926)
МОРДИЛЛО, Гильермо. (Mordillo, Guillermo., 1932-)
НАДАР, Феликс. (Nadar, Gaspard-Felix., 1820-1910)
НИМЕЙЕР, Оскар. (Niemeyer, Oscar., 1907-2012)
НЬЕПС, Нисефор. (Niepce, Joseph Nicephore., 1765-1833)
ПЕРРО, Клод. (Perrault, Claude., 1613-1688)
ПИКАБИА, Франсис. (Picabia, Francisco., 1879-1953)
ПИКАССО, Пабло. (Picasso, Pablo., 1881-1973)
ПИЛОН, Жермен. (Pilon, Germain., 1525-1590)
ПИССАРРО, Камиль. (Pissarro, Camille., 1830-1903)
ПРЮДОН, Пьер. (Prud`hon, Pierre Paul., 1758-1823)
ПУССЕН, Никола. (Poussin, Nicolas., 1594-1665)
РАНСИНАН, Жерар. (Rancinan, Gerard., 1953-)
РЕДОН, Одилон. (Redon, Odilon., 1840-1916)
РЕДОУТ, Пьер. (Redoute, Pierre Joseph., 1759-1840)
РЕНУАР, Oгюст. (Renoir, Pierre-Auguste., 1841-1919)
РОДЕН, Огюст. (Rodin, Ogin., 1840-1917)
РУО, Жорж. (Rouault, George., 1871-1958)
РУССО, Анри. (Rousseau, Henri., 1844-1910)
РУССО, Теодор. (Rousseau, Theodore., 1812-1867)
РЮД, Франсуа. (Rude, Francois., 1784-1855)
САЛЬГАДО, Себастио. (Salgado, Sebastiao., 1944-)
СВО, Энтони. (Suau, Anthony., 1956-)
СЕЗАНН, Поль. (Cezanne, Paul., 1839-1906)
СЕРЕБРЯКОВА, Зинаида. (Serebryakova, Sinaida., 1884-1967)
СЁРА, Жорж. (Seurat, Georges., 1859-1891)
СИНЬЯК, Поль. (Signac, Paul., 1863-1935)
СИСЛЕЙ, Альфред. (Sisley, Alfred., 1839-1899)
СТАЛЬ, Никола де. (Stael, Nicolas de., 1914-1955)
СТЕЙНЛЕН, Теофиль. (Steinlen, Theophile Alexandre., 1859-1923)
СУТИН, Хаим. (Soutine, Chaim., 1893-1943)
СЮДМАК, Войтек. (Siudmak, Wojtek., 1942-)
ТУЛУЗ-ЛОТРЕК, Анри. (Toulouse-Lautrec, Henri., 1864-1901)
ФАЛЬКОНЕ, Этьен. (Falconet, Etienne., 1716-1791)
ФОНТЕН, Пьер. (Fontaine, Pierre., 1762-1853)
ФРАГОНАР, Жан. (Fragonard, Jean-Honore., 1732-1806)
ФУКЕ, Жан. (Fouquet, Jean., 1420-1481)
ХОДОСЕВИЧ-ЛЕЖЕ, Надежда. (Khodasevich-Leger, Nadezhda., 1902-1982)
ЦАДКИН, Осип. (Zadkine, Ossip., 1890-1967)
ЦЗАО ВУ КИ. (Zao Wou-Ki., 1921-)
ШАГАЛ, Марк. (Chagall, Marc., 1887-1985)
ШАРДЕН, Жан Батист Симеон. (Chardin, Jean-Baptiste-Simeon., 1699-1779)
ШУЛЬТЦЕ, Иван. (Choultse, Ivan., 1874-1939)
ЭЙФЕЛЬ, Густав. (Eiffel, Alexandre Gustave., 1832-1923)
ЭНГР, Жан. (Ingres, Jean., 1780-1867)
ЭРНСТ, Макс. (Ernst, Max., 1891-1976)
ЭРТЕ, Роман. (Erte. Romain de Tirtoff., 1892-1990)
ЭФФЕЛЬ, Жан. (Effel, Jean., 1908-1982)
ЯВАШЕВ, Христо. (Yavashev, Hristo., 1935-)
ШАГАЛ, Марк
ШАГАЛ, Марк
ШАГАЛ, Марк. Над городом. 1914-1918 гг.
ШАГАЛ, Марк. Над городом. 1914-1918 гг.
ШАГАЛ, Марк. Blue-Angel.
ШАГАЛ, Марк. Blue-Angel.
ШАГАЛ, Марк. Вид из окна.
ШАГАЛ, Марк. Вид из окна.
ШАГАЛ, Марк. Всадница. 1931 г.
ШАГАЛ, Марк. Всадница. 1931 г.
ШАГАЛ, Марк. Музыка. 1920 г.
ШАГАЛ, Марк. Музыка. 1920 г.

ШАГАЛ, Марк.

(Chagall, Marc., 1887-1985) российский и французский еврейский художник и поэт, один из самых известных представителей художественного авангарда XX в. Шагал сумел органически соединить древние традиции иудейской культуры с остросовременным новаторством. Родился в еврейской семье торговца в местечке Лиозно близ Витебска. С 1900 по 1905 гг. Шагал учился в Витебском четырехклассном училище. В Витебске же художник знакомится со своей будущей женой, своей единственной музой - Беллой Розенфельд. В 1906 г. учился изобразительному искусству в художественной школе витебского живописца Ю. Пэна, затем переехал в Петербург и в течение двух сезонов занимался в Рисовальной школе Общества поощрения художеств, которую возглавлял Н. Рерих. Учился в Петербурге у Л. Бакста и др. (1907-1909 гг.). Одним из первых заметил, выделил и стал покровителем начинающего Шагала известный русский юрист и общественный деятель М. Винавер. Именно он осенью 1910 г. предоставил Шагалу стипендию в размере 125 франков в месяц для продолжения учебы во Франции. В 1910-1914 гг. жил в Париже, где испытал влияние кубизма. В Париже продолжает учиться и знакомится с жившими во французской столице художниками и поэтами-авангардистами. Париж Шагал полюбил сразу и безотвратно, называя его "второй Витебск". Поселился в "общежитии" нищей богемы Монпарнаса - знаменитом двенадцатиугольном "Улье". Познакомился со всеми - М. Жакобом, Г. Аполлинером, критиком Канудо, Б. Сандраром. В работах этого периода уже чувствуется влияние Пикассо, Матисса и др., хотя уже тогда творчество Шагала носит печать яркой и неповторимой индивидуальности. Все творчество Шагала изначально автобиографично и лирически исповедально. Уже в ранних его картинах доминируют темы детства, семьи, смерти, глубоко личностные и в то же время "вечные" ("Суббота", 1910 г.). Со временем на первый план выходит тема любви художника к своей первой жене - Белле ("Над городом", 1914-1918 гг.). Характерны мотивы «местечкового» пейзажа и быта вкупе с символикой иудаизма ("Ворота еврейского кладбища", 1917 г.). Однако, вглядываясь в архаику, в том числе и в русскую икону и лубок (которые оказали на него большое влияние), Шагал примыкает к футуризму и предугадывает будущие авангардные течения. Гротескно-алогичные сюжеты, резкие деформации и ирреально-сказочные цветовые контрасты его полотен ("Я и деревня", 1911 г.; "Автопортрет с семью пальцами", 1911-1912 г.) оказывают большое влияние на развитие сюрреализма. До конца жизни в его творчестве прослеживались "витебские" мотивы. Его работы начинают выставляться в Париже. В 1914 г. Шагалу устраивают персональную выставку в Берлине. В 1914-1922 гг. - в России. В 1914 г. Шагал возвращается в Витебск. Рассчитывал на три месяца, но остался на 10 лет: война, революция… 25 июля 1915 г. состоялась свадьба художника с Беллой (дочерью богатого ювелира). В сентябре 1915 г. Шагал уезжает в Петербург (к тому времени переименованный в Петроград), поступает на службу в Военно-промышленный комитет. В 1916 г. Шагал вступает в Еврейское общество поощрения художеств, в 1917 г. с семьей возвращается в Витебск. После революции художника назначают уполномоченным комиссаром по делам искусств Витебской губернии, руководил Школой искусства в Витебске. В 1920 г. Шагал уезжает в Москву и по рекомендации А. Эфроса устраивается работать в Еврейский камерный театр. В 1921 г. художник работает преподавателем в подмосковной еврейской трудовой школе-колонии "III Интернационал" для беспризорников в Малаховке. В 1922 г. вместе с семьей уезжает сначала в Литву (в Каунасе проходит его выставка), а затем в Германию. Осенью 1923 г. по приглашению А. Воллара семья Шагала уезжает в Париж. В 1937 г. Шагал получает французское гражданство. Произведениям Шагала присуще алогичное расположение предметов в ирреальном пространстве, эскизность и неопределённость рисунка, фантастичность и яркость цветового строя ("Я и деревня", 1911 г.; "Над Витебском", 1914 г.). Шагал иллюстрировал "Мёртвые души" Н. Гоголя (офорт, 1923-1927 гг.), Библию (литография, 1931-1936 гг.). Шагал - автор ряда декоративных произведений - панно для Камерного еврейского театра в Москве (1920 г.), оформление балета "Жар-птица" И. Стравинского в постановке Дж. Баланчина (1944-1945 гг.), эскизы витражей для собора в Меце (1958 г.). В 1941 г. руководство Музея современного искусства в Нью-Йорке приглашает художника переселиться из контролируемой фашистами Франции в США, и летом 1941 г. семья Шагала приезжает в Нью-Йорк. Узнав о страшной судьбе родного города, который за три года немецко-фашистской оккупации был почти полностью разрушен и потерял все население, Шагал написал "Письмо моему родному Витебску", которое было опубликовано в 1944 г. в одной из американских еврейских газет. В 1944 г. умирает жена художника, Белла. Роман с В. Макнилл-Хаггард - у них родился сын. В 1947 г. Шагал возвращается во Францию. В 1952 г. женится на В. Бродской. Второй брак был счастливым, но музой оставалась только Белла. В 1973 г. художник приезжает в СССР по приглашению советского министерства культуры. Посещает Москву и Ленинград, проводит выставку в Третьяковской галерее, дарит Третьяковке и Музею изобразительных искусств им. А. Пушкина свои работы, но в Витебск не едет, боится прошлого… С 1955 г. началась работа над "Библией Шагала" – так именуют огромный цикл живописных полотен, раскрывающих мир прародителей еврейского народа в удивительно эмоциональной и яркой, наивно-мудрой форме. В русле этого цикла мастер создал и большое число монументальных эскизов, композиции по которым украсили сакральные здания разных религий – как иудаизма, так и христианства в его католической и протестантской разновидностях: керамические панно и витражи капеллы в Асси (Савой) и собора в Меце, 1957-1958 гг.; витражи: синагоги медицинского факультета Еврейского университета близ Иерусалима, 1961 г.; собора (церкви Фраумюнстер) в Цюрихе, 1969-1970 гг.; собора в Реймсе, 1974 г.; церкви Санкт-Штефан в Майнце, 1976-1981 гг.; и др.). Эти произведения радикально обновили язык современного монументального искусства, обогатив его мощным красочным лиризмом. Наезжал в разные страны Европы и Средиземноморья, не раз побывал и в Израиле. К середине XX в. его авторитет художника – живописца, графика, мастера театрального искусства, а также декоративной керамики (которой он занимался с 1950 г.) – получил мировое признание. Шагал скончался в прованском г. Сен-Поль-де-Ванс. За свой долгий век (прожил 98 лет) Марк Шагал многое познал: неудачи и успех, полуголодное существование и материальное благополучие, равнодушие и всемирную славу. Только одного при жизни он был полностью лишен - признания на родине. И очень из-за этого страдал. Но времена меняются. В январе 1991 г. прошли первые Шагаловские дни. В следующем году на Покровской улице открыт памятник художнику, а на его домике - мемориальная доска. Проводятся в Витебске Шагаловские пленэры и музыкальные фестивали. 1997 г. - первая выставка художника в Белоруссии. Существует "Комитет Шагала", в состав которого входят четыре наследника Шагала. Помимо художественного творчества, Шагал на протяжении всей жизни публиковал стихотворения, публицистические эссе и мемуаристику на идише. Часть из них переводились на иврит, русский, английский и французский языки.
,

ARTinvestment.RU: новости искусства
© Агафонов Н. 2002-2018