АТЖЕ, Эжен. (Atget, Jean Eugene., 1856-1927)
БЕЛЛМЕР, Ханс. (Bellmer, Hans., 1902-1975)
БРАССАЙ. (Brassai; Halasz, Gyula. , 1899-1984)
ГОЙНИНГЕН-ГЮНЕ, Георгий. (Hoyningen-Huene, George., 1900-1968)
ДАГЕР, Луи. (Daguerre, Louis Jacques Mande., 1787-1851)
ДЕГГАТИ, Реза. (Deghati, Reza., 1952-)
КАРТЬЕ-БРЕССОН, Анри. (Cartier-Bresson, Henri., 1908-2004)
ЛАРТИГ, Жак. (Lartigue, Jacques Henri., 1894-1986)
ЛУИС, Пьер. (Louys, Pierre Eugene., 1894-1976)
МАН, Рэй. (Man, Ray; Radnitsky, Emmanuel., 1890-1976)
НАДАР, Феликс. (Nadar, Gaspard-Felix., 1820-1910)
НЬЕПС, Нисефор. (Niepce, Joseph Nicephore., 1765-1833)
РАНСИНАН, Жерар. (Rancinan, Gerard., 1953-)
САЛЬГАДО, Себастио. (Salgado, Sebastiao., 1944-)
СВО, Энтони. (Suau, Anthony., 1956-)
ХОРВАТ, Франк. (Horvat, Frank., 1928-2020)
ШУМОВ, Пётр. (Shumov, Petr., 1872-1936)
|
ШУМОВ, Пётр
ШУМОВ, Пётр. Марина Цветаева. Париж. 1926 г.
ШУМОВ, Пётр. Огюст Роден. 1912-1917 гг.
ШУМОВ, Пётр. Игорь Стравинский. Париж. 1912 г.
ШУМОВ, Пётр. Владимир Маяковский. Париж. 1925 г.
ШУМОВ, Пётр. Марк Шагал. 1920-е гг.
ШУМОВ, Пётр. Максимилиан Волошин. 1920-е гг.
ШУМОВ, Пётр. Портрет графини Х. 1922 г.
ШУМОВ, Пётр.
(Shumov, Petr., 1872-1936) известный русско-французский фотохудожник, личный фотограф Огюста Родена. Родился в г. Гродно, Российская империя (ныне Беларусь) в семье надворного советника. Его отец - из тульских дворян и был прислан в западные губернии России в 1864 г. После окончания гимназии (1892 г.) Шумов, став студентом Санкт-Петербургского технологического института (студентом пробыл всего два года), с головой окунулся в революционную деятельность. Его восемь раз арестовывали, и несколько лет он провел в тюрьмах и ссылках. Продолжил образование в 1898 г. на химическом отделении Харьковского технологического института. Через год, за революционную деятельность, был отчислен. В 1904 г. женился на Екатерине Лапиной, своей соратнице по борьбе. А в 1907 г. Шумов с женой и трёхлетней дочерью, не дожидаясь очередной высылки в Сибирь, уезжает во Францию. Он разыскал своего друга, поляка-эмигранта, работавшего у знаменитого фотографа Феликса Боннэ. Несколько лет их совместной деятельности и определили всю будущую судьбу. Благодаря полученным в университете знаниям и поддержке коллеги механические и химические принципы фотографии удалось освоить довольно быстро, - но художественного образования не хватало. Для постижения искусства создания образов, композиции, сочетания света и тени Шумов отправился на левый берег Сены, в кофейни - излюбленные места встреч живописцев, поэтов, писателей и своего рода центр культурной жизни Парижа начала XX в. Общение не прошло даром - в 1911 г. Шумов открыл уже собственное фотоателье на Монпарнасе и вскоре сделался популярным в Париже фотографом-портретистом. Его работам свойственна игра на контрасте света и тени. Главным в своём искусстве мастер считал "интуитивное усилие", направленное на проникновение в психологию личности модели. Фотограф работал с моделью много времени, вникая в характер и подбирая наиболее выгодный ракурс - профиль или поворот на три четверти, обыгрывая свет и тень, в зависимости от психотипа личности предлагая направить взгляд на зрителя или вдаль. Важную роль в создаваемых им фотопортретах нередко играла рука портретируемого, вносящая пластический элемент в композицию. Шумов занимался и проявлением, ретушью негативов, в основном стеклянных пластинок большого формата (18х24 см). Он вообще любил экспериментировать, беспрерывно искал какие-то новые пути. Изобрел оригинальный способ художественного изображения, известный как "Буашумов" - инкрустация на дереве, выполняемая на основе фотографии. Для получения особых художественных эффектов использовался бромойлевый процесс печатания. Известности ателье немало способствовало состоявшееся знакомство Шумова с Огюстом Роденом, быстро перешедшее в тесное сотрудничество, длившееся до смерти скульптора. Скульптор С. Судьбинин порекомендовал О. Родену русского мастера фотографии. С тех пор Шумов стал постоянным фотографом великого ваятеля. Он снимал этого удивительно красивого старца, ставшего гордостью Франции, за работой и с домочадцами. Он снял свадьбу Родена с его многолетней спутницей жизни Роз Бёре, а потом, всего через пятнадцать дней, запечатлел уже похороны мадам Огюст Роден. И в 1917 г. его объектив навсегда оставил для человечества изображение гениального скульптора на смертном одре. Стал первым фотографом Музея Родена, открывшегося в 1919 г. в Париже. Шумов выполнил 149 фотографий произведений О. Родена и 58 снимков, запечатлевших мэтра в жизни. В 1921 г. провел в персональные выставки фотопортретов в помещениях Русского издательства Я. Поволоцкого и фабрики "Lumier". Сотрудничал в Обществе "L`Art et science", Обществе русских инженеров, делал доклады о художественной фотографии (1922-1923 гг.). В 1920-е гг. выполнил галерею фотопортретов известных русских деятелей культуры: Л. Бакста, К. Бальмонта, Н. Гончаровой, Б. Зайцева, А. Куприна, М. Ларионова, В. Маяковского, С. Прокофьева, И. Стравинского, С. Судьбинина, А. Толстого, Надежды Тэффи, В. Ходасевича, Саши Черного, М. Шагала, И. Шмелева, В. Шухаева, И. Эренбурга и др., серию портретов танцовщиков и балерин Русского балета С. Дягилева; также портреты А. Барбюса, Э. Верхарна, Айседоры Дункан, Ф. Леже, К. Моне, А. Франса, А. Эйнштейна и многих др. Знаменитая фотография Марины Цветаевой, вошедшая в почти все ее бесчисленные издания последних лет, также принадлежит Шумову. "Карточки восхитительны", - сообщала ему Цветаева. В другом её письме, отправленном уже из Лондона, были такие слова: "Весь Лондон полон Вашей славой. Трублю ее повсеместно - не словом, а делом, то есть показывая Ваши (свои) карточки, которые здесь со мной. Лондонцы (особенно дамы!) наперебой берут Ваш адрес". Европейскую известность фотографу принесли Гран-при Лондонского салона фотографии за "Портрет Графини Х" (1922 г.). Участвовал как фотограф-художник в Осеннем салоне (1930 г.), салоне Тюильри (1932 г.) и др. За портреты был удостоен бронзовой медали Французского общества фотографии, золотой медали Выставки декоративных искусств в Париже (1925 г.) и др. В 1933 г. продал ателье, что было вызвано общим экономическим кризисом. Передал коллекцию своих снимков и негативов агентству "Rapp" (потом были проданы агентству "Roger Viollet"). В 1934 г. уехал в Польшу. Работал консультантом на одном из заводов в Лодзи. Умер от сердечной недостаточности в Лодзи, Польша. Жена погибла (1942 г.) в немецком концлагере. У Шумова было трое детей. Дочь Мария (1904-1917) умерла в Париже в детском возрасте. Дочь Татьяна (1915-1998) - преподаватель французского языка, после Второй мировой войны жила в Ленинграде, работала в Музее А. Пушкина, сотрудничала в издательстве "Аврора", в 1970 г. вернулась в Париж. Сын Сергей (род. 1921) - инженер, крупный специалист по вакуумной физике, участник Сопротивления, узник лагеря Маутхаузен, живет в Париже. Шумов в Беларуси и России был незаслуженно забыт на долгое время. В СССР фотографии Шумова часто использовались для иллюстрирования литературно-художественных изданий - без указания авторства, по сложившейся традиции или незнанию издателей. В наши дни прошли выставки Шумова: персональная выставка в Библиотеке-Фонде "Русское зарубежье", был подготовлен альбом "Русский парижанин. Фотографии Петра Шумова", Москва, 2000 г.; "Русский парижанин", персональная выставка в Музее-квартире А. Пушкина. Санкт-Петербург, 2000 г.; "Русский фотограф в Париже. Пьер Шумов", персональная выставка в музее О. Родена, Париж, 2005 г.; "Роден и фотография", музей О. Родена. Париж, 14 ноября 2007 - 2 марта 2008 г.; Национальный исторический музей Республики Беларусь. Минск, 2012 г.; выставка фотографий Шумова в Гродненском историко-археологическом музее, 2019 г. Произведения фотографа хранятся в Музее Родена, агентстве "Roger-Viollet" в Париже, Российском государственном архиве литературы и искусства в Москве. Шумов занял значительное место в истории мировой и особенно российской культуры. Потому что он был настоящим, неповторимым художником, новатором, человеком, перед талантом которого преклонялись самые достойные люди XX в. |