ГАБРИЕЛЬ, Жак. (Gabriel, Ange-Jacques., 1698-1782)
ГАРНЬЕ, Жак. (Garnier, Jean-Louis-Charles., 1825-1898)
ГАРНЬЕ, Тони. (Garnier, Tony., 1869-1948)
ДЮШАН-ВИЙОН, Раймон. (Duchamp-Villon, Raymond., 1876-1918)
ЛЕ КОРБЮЗЬЕ, Шарль. (Le Corbusier, Sharl., 1887-1965)
НИМЕЙЕР, Оскар. (Niemeyer, Oscar., 1907-2012)
ПЕРРО, Клод. (Perrault, Claude., 1613-1688)
ФОНТЕН, Пьер. (Fontaine, Pierre., 1762-1853)
ШЕЛЛЬ, Жан. (Chelles, Jean de., 1200-1265)
ЭЙФЕЛЬ, Густав. (Eiffel, Alexandre Gustave., 1832-1923)
|
ЛЕ КОРБЮЗЬЕ, Шарль
ЛЕ КОРБЮЗЬЕ, Шарль. Капелла Нотр-Дам-дю-О а Роншане. 1950-1953 гг. Франция.
ЛЕ КОРБЮЗЬЕ, Шарль.
(Le Corbusier, Sharl., 1887-1965) известный французский архитектор, теоретик архитектуры, живописец, дизайнер. Ле Корбюзье является одним из создателей современных течений в архитектуре (модернизм, рационализм, функционализм), видевший в архит ектуре средство социального влияния. Родился в Швейцарии. Учился в Школе искусств Ла-Шо-де-Фона; учился и работал у И. Хофмана в Вене (1907 г.), О. Лерре в Париже (1908-1910 гг.), П. Беренса в Берлине (1910-1911 гг.). Под влиянием Беренса Ле Корбюзье отправился в путешествие по Греции, Малой Азии и Италии, где изучал античную архитектуру и создал знаменитые наброски Парфенона. Испытал большое влияние античной и мусульманской архитектуры. В 1920 г., чтобы его не путали с братом, Шарль Жаннере взял псевдоним "Ле Корбюзье", являющийся измененной формой фамилии дедушки по материнской линии. В этот период Ле Корбюзье совместно с А. Озанфаном, бывшим художником-кубистом, основал направление кубизма, называемое "пуризм", и издавал художественный журнал "L`Esprit Nouveau" ("Новый дух"). С 1917 г. Корбюзье обосновался в Париже, где а 1922 г. Ле Корбюзье основал архитектурную мастерскую. Концепцию современной архитектуры изложил в журнале "Эспри нуво" (издано в 1920-1925 гг.), в книгах "К архитектуре" (1923 г.), "Градостроительство" (1925 г.) и др. Важной сферой художественного эксперимента для Корбюзье с 1920-х годов была живопись – картины и монументально-декоративные композиции с полуабстрактными фантазиями на тему конструирования человеком своей жизненной среды. Возникшие из этих фантазий образы претворялись затем в росписи, гобелены, декоративную скульптуру (например, “Модулор”, символическая фигура человека как главной меры архитектурных пропорций стала мотивом бетонных барельефов, украсивших “Марсельскую жилую единицу”). Мастер внес большой вклад и в дизайн мебели, способствуя рационально-конструктивному облегчению ее основных узлов. Ле Корбюзье видел в современной технике и серийности строительства предпосылки для обновления архитектурного языка, а в выявлении функциональной структуры сооружения - богатые эстетические возможности. Архитектор разделял утопические надежды на преобразование общества с помощью решения проблем градостроительства и массового жилища на основе рациональной реорганизации функций и пространственной структуры города и жилого дома. Для построек Ле Корбюзье этого периода, воплотивших сформулированные им "5 отправных точек современной архитектуры" (здание на столбах-опорах, плоская крыша-сад, свободная внутренняя планировка, ленточное окно, ненесущая фасадная стена), характерны простые геометрические формы, спокойные плоскости фасадов, большие остекленные поверхности (комплекс особняков Р. Ла Роша и А. Жаннере в Париже, 1923-1924 гг.; вилла Савой в Пуасси близ Парижа, 1929-1931 гг.). В градостроительных проектах 1920-1930-х гг. Ле Корбюзье развивал идею "вертикального" города-сада с высокой плотностью населения, башнеобразными зданиями и большими озеленёнными пространствами между ними, с разделением путей движения пешеходов и транспорта, зон жилья, деловой активности и промышленности (планы "Вуазен" для Парижа и гг. Буэнос-Айрес, Алжир, Антверпен и др.). Ряд теоретических положений Ле Корбюзье, во многом реализованных при сооружении дома Центросоюза в Москве (1928-1935 гг.), общежития швейцаских студентов в университетском городке (1930-1932 гг.) и центра Армии спасения (1932-1933 гг.) в Париже, Министерства просвещения и здравоохранения в Рио-де-Жанейро (1937-1943 гг.) и др., лёг в основу "Афинской хартии", принятой 4-м Международным конгрессом современной арх-ры (1933 г.), и изложен в его книгах "Лучезарный город" (1935 г.) и "Три человеческих установления" (1945 г.). В 1940-х гг. Ле Корбюзье создал систему гармонических величин, основанную на пропорциях человеческого тела, - модулор, которую предложил в качестве исходных размеров для строительства и художественного конструирования. Постройкам Ле Корбюзье 1950-х гг. присущи мощная и тонко нюансированная пластика, остро выявленная архитектоника форм, световые и пространственные эффекты, сочетание различных материалов, нарядная полихромия (жилой дом в Марселе, 1947-1952 гг.; капелла Нотр-Дам-Дю-О в Роншане, 1950-1953 гг.). В конце 1950-1960-х гг. Ле Корбюзье уделял всё большее внимание организации внутреннего пространства, соотношению функциональной схемы здания и его архитектурной структуры (Национальный музей западного искусства в Токио, 1957-1959 гг.; Центр искусств Гарвардского университета в Кембридже, США, 1964 г.; больница в Венеции, 1965 г.), выполнял также настенные росписи, эскизы ковров и скульптурные композиций. Умер в Рокбрюн-Кап-Мартен, Прованс. |