| На главную страницу | О проекте | Карта сайта | Как пользоваться | Контакт |

СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА С ИЛЛЮСТРАЦИЯМИ

А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

ХУДОЖНИКИ, СКУЛЬПТОРЫ, АРХИТЕКТОРЫ, ФОТОГРАФЫ РАЗНЫХ СТРАН И ВЕКОВ

| Австралия <> | Австрия <> | Азербайджан <> | Албания <> | Аргентина <> | Армения <> | Афганистан <> | Бангладеш <> | Барбадос <> | Беларусь <> | Бельгия <> | Болгария <> | Боливия <> | Бразилия <> | Ватикан <> | Великобритания <> | Венгрия <> | Венесуэла <> | Вьетнам <> | Гаити <> | Гватемала <> | Германия <> | Греция <> | Грузия <> | Дания <> | Египет <> | Израиль <> | Индия <> | Индонезия <> | Ирак <> | Иран <> | Ирландия <> | Исландия <> | Испания <> | Италия <> | Казахстан <> | Кампучия <> | Канада <> | Киргызстан <> | Китай <> | Колумбия <> | Корея Северная <> | Корея Южная <> | Коста-Рика <> | Куба <> | Латвия <> | Ливан <> | Литва <> | Люксембург <> | Македония <> | Мальта <> | Мексика <> | Молдова <> | Монголия <> | Нигерия <> | Нидерланды <> | Никарагуа <> | Новая Зеландия <> | Норвегия <> | О.А.Э. <> | Пакистан <> | Палестина <> | Перу <> | Польша <> | Португалия <> | Россия <> | Румыния <> | Саудовская Аравия <> | Сенегал <> | Сербия <> | Сирия <> | Словакия <> | Словения <> | США <> | Таджикистан <> | Танзания <> | Туркменистан <> | Турция <> | Узбекистан <> | Украина <> | Уругвай <> | Филиппины <> | Финляндия <> | Франция <> | Хорватия <> | Черногория <> | Чехия <> | Чили <> | Швейцария <> | Швеция <> | Эстония <> | Эфиопия <> | ЮАР <> | Ямайка <> | Япония <> |

| художник | скульптор | архитектор | фотограф | все виды искусств |

ЛЕ КОРБЮЗЬЕ, Шарль.


ЛЕ КОРБЮЗЬЕ, Шарль
ЛЕ КОРБЮЗЬЕ, Шарль
ЛЕ КОРБЮЗЬЕ, Шарль. Капелла Нотр-Дам-дю-О а Роншане. 1950-1953 гг.  Франция.
ЛЕ КОРБЮЗЬЕ, Шарль. Капелла Нотр-Дам-дю-О а Роншане. 1950-1953 гг. Франция.

ЛЕ КОРБЮЗЬЕ, Шарль.

(Le Corbusier, Sharl., 1887-1965) известный французский архитектор, теоретик архитектуры, живописец, дизайнер. Ле Корбюзье является одним из создателей современных течений в архитектуре (модернизм, рационализм, функционализм), видевший в архит ектуре средство социального влияния. Родился в Швейцарии. Учился в Школе искусств Ла-Шо-де-Фона; учился и работал у И. Хофмана в Вене (1907 г.), О. Лерре в Париже (1908-1910 гг.), П. Беренса в Берлине (1910-1911 гг.). Под влиянием Беренса Ле Корбюзье отправился в путешествие по Греции, Малой Азии и Италии, где изучал античную архитектуру и создал знаменитые наброски Парфенона. Испытал большое влияние античной и мусульманской архитектуры. В 1920 г., чтобы его не путали с братом, Шарль Жаннере взял псевдоним "Ле Корбюзье", являющийся измененной формой фамилии дедушки по материнской линии. В этот период Ле Корбюзье совместно с А. Озанфаном, бывшим художником-кубистом, основал направление кубизма, называемое "пуризм", и издавал художественный журнал "L`Esprit Nouveau" ("Новый дух"). С 1917 г. Корбюзье обосновался в Париже, где а 1922 г. Ле Корбюзье основал архитектурную мастерскую. Концепцию современной архитектуры изложил в журнале "Эспри нуво" (издано в 1920-1925 гг.), в книгах "К архитектуре" (1923 г.), "Градостроительство" (1925 г.) и др. Важной сферой художественного эксперимента для Корбюзье с 1920-х годов была живопись – картины и монументально-декоративные композиции с полуабстрактными фантазиями на тему конструирования человеком своей жизненной среды. Возникшие из этих фантазий образы претворялись затем в росписи, гобелены, декоративную скульптуру (например, “Модулор”, символическая фигура человека как главной меры архитектурных пропорций стала мотивом бетонных барельефов, украсивших “Марсельскую жилую единицу”). Мастер внес большой вклад и в дизайн мебели, способствуя рационально-конструктивному облегчению ее основных узлов. Ле Корбюзье видел в современной технике и серийности строительства предпосылки для обновления архитектурного языка, а в выявлении функциональной структуры сооружения - богатые эстетические возможности. Архитектор разделял утопические надежды на преобразование общества с помощью решения проблем градостроительства и массового жилища на основе рациональной реорганизации функций и пространственной структуры города и жилого дома. Для построек Ле Корбюзье этого периода, воплотивших сформулированные им "5 отправных точек современной архитектуры" (здание на столбах-опорах, плоская крыша-сад, свободная внутренняя планировка, ленточное окно, ненесущая фасадная стена), характерны простые геометрические формы, спокойные плоскости фасадов, большие остекленные поверхности (комплекс особняков Р. Ла Роша и А. Жаннере в Париже, 1923-1924 гг.; вилла Савой в Пуасси близ Парижа, 1929-1931 гг.). В градостроительных проектах 1920-1930-х гг. Ле Корбюзье развивал идею "вертикального" города-сада с высокой плотностью населения, башнеобразными зданиями и большими озеленёнными пространствами между ними, с разделением путей движения пешеходов и транспорта, зон жилья, деловой активности и промышленности (планы "Вуазен" для Парижа и гг. Буэнос-Айрес, Алжир, Антверпен и др.). Ряд теоретических положений Ле Корбюзье, во многом реализованных при сооружении дома Центросоюза в Москве (1928-1935 гг.), общежития швейцаских студентов в университетском городке (1930-1932 гг.) и центра Армии спасения (1932-1933 гг.) в Париже, Министерства просвещения и здравоохранения в Рио-де-Жанейро (1937-1943 гг.) и др., лёг в основу "Афинской хартии", принятой 4-м Международным конгрессом современной арх-ры (1933 г.), и изложен в его книгах "Лучезарный город" (1935 г.) и "Три человеческих установления" (1945 г.). В 1940-х гг. Ле Корбюзье создал систему гармонических величин, основанную на пропорциях человеческого тела, - модулор, которую предложил в качестве исходных размеров для строительства и художественного конструирования. Постройкам Ле Корбюзье 1950-х гг. присущи мощная и тонко нюансированная пластика, остро выявленная архитектоника форм, световые и пространственные эффекты, сочетание различных материалов, нарядная полихромия (жилой дом в Марселе, 1947-1952 гг.; капелла Нотр-Дам-Дю-О в Роншане, 1950-1953 гг.). В конце 1950-1960-х гг. Ле Корбюзье уделял всё большее внимание организации внутреннего пространства, соотношению функциональной схемы здания и его архитектурной структуры (Национальный музей западного искусства в Токио, 1957-1959 гг.; Центр искусств Гарвардского университета в Кембридже, США, 1964 г.; больница в Венеции, 1965 г.), выполнял также настенные росписи, эскизы ковров и скульптурные композиций. Умер в Рокбрюн-Кап-Мартен, Прованс.

ARTinvestment.RU: новости искусства
© Агафонов Н. 2002-2024