| На главную страницу | О проекте | Как пользоваться | Контакт |

СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА С ИЛЛЮСТРАЦИЯМИ

А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

ХУДОЖНИКИ, СКУЛЬПТОРЫ, АРХИТЕКТОРЫ, ФОТОГРАФЫ РАЗНЫХ СТРАН И ВЕКОВ

| Австралия <> | Австрия <> | Азербайджан <> | Албания <> | Аргентина <> | Армения <> | Афганистан <> | Бангладеш <> | Барбадос <> | Беларусь <> | Бельгия <> | Болгария <> | Боливия <> | Бразилия <> | Ватикан <> | Великобритания <> | Венгрия <> | Венесуэлла <> | Вьетнам <> | Гаити <> | Гватемала <> | Германия <> | Греция <> | Грузия <> | Дания <> | Египет <> | Израиль <> | Индия <> | Индонезия <> | Ирак <> | Иран <> | Ирландия <> | Исландия <> | Испания <> | Италия <> | Казахстан <> | Кампучия <> | Канада <> | Киргызстан <> | Китай <> | Колумбия <> | Корея Северная <> | Корея Южная <> | Коста-Рика <> | Куба <> | Латвия <> | Ливан <> | Литва <> | Люксембург <> | Македония <> | Мальта <> | Мексика <> | Молдова <> | Монголия <> | Нигерия <> | Нидерланды <> | Никарагуа <> | Новая Зеландия <> | Норвегия <> | О.А.Э. <> | Пакистан <> | Палестина <> | Перу <> | Польша <> | Португалия <> | Россия <> | Румыния <> | Саудовская Аравия <> | Сенегал <> | Сербия <> | Сирия <> | Словакия <> | Словения <> | США <> | Таджикистан <> | Танзания <> | Туркменистан <> | Турция <> | Узбекистан <> | Украина <> | Уругвай <> | Филиппины <> | Финляндия <> | Франция <> | Хорватия <> | Черногория <> | Чехия <> | Чили <> | Швейцария <> | Швеция <> | Эстония <> | Эфиопия <> | ЮАР <> | Ямайка <> | Япония <> |

| художник | скульптор | архитектор | фотограф | все виды искусств |

ХААКЕ, Ханс.


АЗАМ, Космас Дамиан. (Asam, Cosmas Damian., 1686-1739)
АЛЬБЕРС, Джозеф. (Albers, Josef., 1888-1976)
АЛЬТДОРФЕР, Альбрехт. (Altdorfer, Albrecht., 1480-1538)
АРП, Ханс. (Arp, Hans., 1887-1966)
БАЗЕЛИЦ, Георг. (Baselitz, Georg., 1938-)
БАЛЬДУНГ, Ханс Грин. (Baldung, Hans Grien., 1484-1545)
БАРЛАХ, Эрнст. (Barlach, Ernst., 1870-1938)
БЕКМАН, Макс. (Beckmann, Max., 1884-1950)
БЕЛЛМЕР, Ханс. (Bellmer, Hans., 1902-1975)
БЕХЕР, Бернд. (Becher, Bernd., 1931-2007)
БОЙС, Йозеф. (Beuys, Joseph., 1921-1986)
БРЕКЕР, Арно. (Breker, Arno., 1900-1991)
ГЕНЦКЕН, Иза. (Genzken, Isa., 1948-)
ГЕССЕ, Ева. (Hesse, Eva., 1936-1970)
ГОФМАН, Ганс. (Hofmann, Hans., 1880-1966)
ГРООТ, Георг. (Groot, Georg., 1716-1749)
ГРОПИУС, Вальтер. (Gropius, Walter., 1883-1969)
ГРОСС, Георг. (Grosz, George., 1893-1959)
ГУРСКИ, Андреас. (Gursky, Andreas., 1955-)
ДИКС, Отто. (Dix, Otto., 1891-1969)
ДЮРЕР, Альбрехт. (Durer, Albrecht., 1471-1528)
ЗАНДЕР, Август. (Sander, August., 1876-1964)
ИММЕНДОРФ, Йорг. (Immendorff, Joerg., 1945-2007)
КАНДИНСКИЙ, Василий. (Kandinskiy, Vasiliy., 1866-1944)
КАУФМАН, Анжелика. (Kauffmann, Angelika., 1741-1807)
КЕНДЛЕР, Иоганн. (Kandler, Johann., 1706-1775)
КИППЕНБЕРГЕР, Мартин. (Kippenberger, Martin., 1953-1997)
КИРХНЕР, Эрнст. (Kirchner, Ernst Ludwig., 1880-1938)
КИФЕР, Ансельм. (Kiefer, Anselm., 1945-)
КОЛЬВИЦ, Кете. (Kollwitz, Kathe; Schmidt, 1867-1945)
КРАНАХ, Лукас Старший. (Cranach, Lucas., 1472-1553)
ЛЕЙБЛЬ, Вильгельм. (Leibl, Wilhelm., 1844-1900)
ЛИ ЛАВРИЕ. (Lee Lawrie., 1877-1963)
МАРК, Франц. (Marc, Franc., 1880-1916)
МАРКС, Герхард. (Marcks, Gerhard., 1889-1981)
МЕНЦЕЛЬ, Адольф фон. (Menzel, Adolph von., 1815-1905)
МЕРИАН, Мария Сибилла. (Merian, Anna Maria Sibylla., 1647-1717)
МИС ВАН ДЕР РОЭ, Людвиг. (Mies van der Rohe., 1886-1969)
НАГЕЛЬ, Отто. (Nagel, Otto., 1894-1967)
НИДРИНГХАУС, Аня. (Niedringhaus, Anja., 1965-2014)
НИТХАРДТ, Матис. (Nithardt, Matthias; Grunewald., 1470-1528)
НОЛЬДЕ, Эмиль. (Nolde, Emil., 1867-1956)
ОППЕНГЕЙМ, Мерет. (Oppenheim, Meret., 1913-1985)
ПАРЛЕРЖ, Петер. (Parler, Peter., 1330-1399)
ПЕППЕЛЬМАН, Даниэль. (Poppelmann, Daniel., 1662-1736)
ПОЛЬКЕ, Зигмар. (Polke, Sigmar., 1941-)
РИМЕНШНЕЙДЕР, Тильман. (Riemenschneider, Tilman., 1460-1531)
РИФЕНШТАЛЬ, Лени. (Riefenstahl, Leni., 1902-2003)
РИХТЕР, Герхард. (Richter, Gerhard., 1932-)
СТИГЛИЦ, Альфред. (Stieglitz, Alfred., 1864-1946)
ФЕЙЕРБАХ, Ансельм. (Feuerbach, Anselm von., 1829-1880)
ФЕЙНИНГЕР, Лионель. (Feininger, Lyonel., 1871-1956)
ФИШЕР, Петер Старший. (Vischer, Peter., 1460-1529)
ФРИДРИХ, Каспар. (Friedrich, Caspar David., 1774-1840)
ХААКЕ, Ханс. (Haacke, Hans., 1936-)
ХАГЕНС, Гюнтер. (Hagens, Gunther von., 1945-)
ХАРТФИЛД, Джон. (Heartfield, John., 1891-1968)
ХОЛЬБЕЙН, Ханс Младший. (Holbein, Ganz., 1497-1543)
ЦИГЛЕР, Адольф. (Ziegler, Adolf., 1892-1959)
ЦИЛЛЕ, Генрих. (Zille, Heinrich., 1858-1929)
ШВИТТЕРС, Курт. (Schwitters, Kurt., 1887-1948)
ШЛЮТЕР, Андреас. (Schluter, Andreas., 1660-1714)
ШОНГАУЭР, Мартин. (Schongauer, Martin., 1435-1491)
ШПЕЕР, Альберт. (Speer, Albert., 1905-1981)
ШТУК, Франц фон. (Stuck, Franz von., 1863-1928)
ЭЙЗЕНШТАДТ, Альфред. (Eisenstaedt, Alfred., 1898-1995)
ЭРНСТ, Макс. (Ernst, Max., 1891-1976)
ЮККЕР, Гюнтер. (Uecker, Gunter., 1930-)
ЯВЛЕНСКИЙ, Алексей. (Jawlensky, Alexei., 1864-1941)
ХААКЕ, Ханс
ХААКЕ, Ханс
ХААКЕ, Ханс. Новости. 1969 г.
ХААКЕ, Ханс. Новости. 1969 г.
ХААКЕ, Ханс. Глобальный маркетинг. 1986 г.
ХААКЕ, Ханс. Глобальный маркетинг. 1986 г.
ХААКЕ, Ханс. Хелмсборо. 1990 г.
ХААКЕ, Ханс. Хелмсборо. 1990 г.
ХААКЕ, Ханс. Коллатерали. 1991 г.
ХААКЕ, Ханс. Коллатерали. 1991 г.
ХААКЕ, Ханс. Германия. 1993 г.
ХААКЕ, Ханс. Германия. 1993 г.
ХААКЕ, Ханс. Звездный взгляд. 2004 г.
ХААКЕ, Ханс. Звездный взгляд. 2004 г.
ХААКЕ, Ханс. Бонус - буря. 2009 г.
ХААКЕ, Ханс. Бонус - буря. 2009 г.
ХААКЕ, Ханс. Дареный конь на Четвертом постаменте Трафальгарской площади. Лондон. 2013 г.
ХААКЕ, Ханс. Дареный конь на Четвертом постаменте Трафальгарской площади. Лондон. 2013 г.

ХААКЕ, Ханс.

(Haacke, Hans., 1936-) американский художник-концептуалист немецкого происхождения. Родился в Кёльне, Германия. С 1956 по 1960 гг. учился в Государственной академии искусств (у У. Хейтера.) - в немецком г. Кассель, затем два года в Темпльском университете в Филадельфии, США. Работает в живописи, скульптуре, инсталляции, фотографии. С 1967 по 2002 гг. читал лекции в частном колледже "Союз Купера" (The Cooper Union) в Нью-Йорке. Хааке вошел в историю искусства как художник и одновременно социальный и политический активист. Современные ретроспективы Хааке напоминают огромные музеи компромата или даже доски позора, обличающие изнанку арт-рынка. Смысл его работ заключается в том, что все искусство политизировано. Музей для него - "интерпретатор" истории, он диктует, как мы должны видеть это мир и кем в нем быть. С одной стороны, это серьезное образовательное учреждение, с другой - пропагандистский аппарат. В числе "жертв" Хааке - Музей Гугенхайма, Нью-Йоркский Музей современного искусства (MoMА), сеть музеев П. Людвига, галерея Ч. Саачи и многие др. Современники уже успели окрестить Хааке великим разоблачителем и пионером институциальной критики. Свою художественную карьеру художник начинал в конце 1950-х гг. в Германии как живописец-абстракционист. Но долго он на этом пути не задержался. Переболев недолгим интересом к дюссельдорфской группе "Zero", Хааке переехал в Нью-Йорк. В начале своей творческой карьеры Хааке интересовался физическими и биологическими процессами в природе, и большинство его работ были посвящены именно этой теме. "Конденсационный куб" (1963-1965 гг.) - одна из наиболее известных инсталляций Хааке. Это конструкция, сделанная из органического стекла, на дне которой небольшое количество воды. На работу был направлен яркий свет и постепенно температура внутри куба поднималась. Вода начинала испаряться - пар собирался в капли, капли в потоки. Существует мнение, что своей работой он пытался показать, что все внутри музея зависит от его "оболочки" - политики музея, а искусство неизбежно подвергается этому влиянию. В 1969 г. Хааке вместе с К. Андре и Л. Липпард участвуют в создании Ассоциации работников искусства, первого профсоюзного формирования художников авангарда. В 1972 г. в каталоге 5-й "Документы", главной выставки международного концептуализма, был опубликован типовой контракт арт-дилера и художника, который регулировал отношения автора с владельцами его проданных работ: теперь художник имел право получать отчисления за показы и публикации своих растущих в цене произведений. Ассоциация выдвинула музеям профсоюзное политическое требование предоставить залы для показа произведений для цветных художников, а так же создала подразделение профсоюза под названием "Женщины-художницы в революции". "Вылупление птенцов" (1969 г.) - работа представляла собой восемь инкубаторов с куриными яйцами. Во время работы выставки посетители могли наблюдать за процессом вылупления птенцов. С помощью своих инсталляций Хааке общается с социумом, доносит до него свою идею - политика и искусство тесно связаны. На выставке "Информация" (1970 г.) в Нью-Йоркском МоМА, где членом попечительского совета был губернатор Нью-Йорка Н. Рокфеллер, была представлена работа Хааке "Опрос МоМА". Инсталляция представляла собой две прозрачные урны для голосования с подписями "Да" и "Нет" на каждой. Надпись возле них была обращена к посетителям выставки и содержала вопрос: "Стал бы для Вас факт, что губернатор Н. Рокфеллер не осуждает политику президента Р. Никсона в Индокитае, достаточным, чтобы не голосовать за него? Если да, бросьте свой бюллетень в левую урну. Если нет - в правую". Итог был очевиден - в левой урне оказалось в два раза больше бюллетеней. Кроме расследований и разоблачений в своих инсталляциях Хааке также создает работы на социальные и политические темы. Инсталляция "Новости" была организована в Дюссельдорфе в 1969 г., затем ее обновленная версия появилась в 2008 г. в Нью-Йорке. Работа представляет собой телекс, который в реальном времени печатал новости немецкого новостного агентства "DPA". Можно сказать, что таким образом он проиллюстрировал метафору "информационный мусор". Бумажная лента непрерывно выходила из аппарата, и устаревшие новости вскоре становились обычной грудой макулатуры. В 1971 г. Музей Гуггенхайма в Нью-Йорке, ссылаясь на то, что политике в нем не место, внезапно отменил персональную выставку Хааке. Художник собирался показать на своей ретроспективной выставке компрометирующие материалы (146 фотографий), собранные из открытых источников, о делах риэлторов, скупающих недвижимость на Манхэттене. Они были деловыми партнерами членов попечительского совета музея Гуггенхайма. Разразившийся скандал, естественно, помог лишь разафишировать творчество немецкого иммигранта. В его защиту выступили два десятка художников, сегодня считающихся звездами западного послевоенного искусства. Хааке пятнадцать лет больше не выставлялся в Америке. "Хелмсборо" (1990 г.) - на этот раз жертвами художника становятся Д. Хельс и Нью-Йоркский MoMa. В MoMa проходила выставка кубизма, спонсором которой стала компания " Филип Моррис". Интересы табачной индустрии в правительстве представлял сенатор Д. Хельс с достаточно радикально-консервативной точкой зрения относительно искусства и религии. " Филип Моррис" открыто сотрудничали с сенатором, оказывая поддержку его благотворительному центру. На выставке Хааке представляет макет огромной пачки "Хелмсборо" с портретом сенатора вместо логотипа. Вместо табака автор начинил сигареты текстом конституции. В 1993 г. на Венецианской биеннале Хааке представил одну из известнейших своих работ - "Германия" (работа получила Золотого льва) - в немецком павильоне, выполненном в фашистском стиле. Павильон был реконструирован в 1937 г. в честь А. Гитлера - паркетный пол был заменен на мраморный. Для создания инсталляции мрамор был отколот и разбросан по полу, а на фасаде павильона большими буквами было выведено слово "Germania" - именно так называл Гитлер свою страну (название страны другое - Deutschland) во время своего правления. С одной стороны павильон это исторический памятник, но с другой это напоминание о фашизме. Неоднократно поднимался вопрос о том, стоит ли оставлять этот павильон или сносить. Фотография "Звездный взгляд" (2004 г.) появилась в период политических конфликтов и социальных волнений. После террористических атак 11 сентября 2001 г. война, которую США вела на Ближнем Востоке, вызвала несправедливое насилие над ни в чем не повинными жертвами, чтобы подтвердить свою власть. Одним из наиболее известных подобных изображений была фотография человека в капюшоне, визуально напоминающего Христа на кресте, сделанная в иракской тюрьме Абу-Грейб в 2004 г. Фотография Хааке одновременно противостоит зрителю с чувствами грусти и сочувствия. Существует очевидный конфликт патриотизма, который испытывает Америка коллективно, и он охватывает стремление защищать и поддерживать свою страну, одновременно осознавая непримиримую жестокость страны. Эта фотография подчеркивает этот личный конфликт и раскрывает его основную мысль, исследующую личное желание замаскировать себя в патриотическом фасаде, чтобы скрыть интуитивные реакции на такую тревожную реальность. Хааке продолжает свою работу в выбранном им направлении. В 2015 г. на "Четвертом постаменте" на Трафальгарской площади в Лондоне установлена статуя "Дареный конь". Скелет лошади с прикрепленным к ноге табло с бегущей строкой данных Лондонской биржи - аллюзия на термин "невидимая рука рынка", введенный А. Смитом в 1766 г., и известную иллюстрацию из труда "Анатомия лошади" Д. Стаббса, изданную в том же году. Прошли те времена, когда выставки Хааке запрещали в музеях, а кураторов этих выставок увольняли. Сегодня выставка великого разоблачителя - большая честь для любого музея мира. В 2004 г. художник участвовал в выставке "Москва - Берлин. 1950-2000" в Историческом музее (Москва). Была представлена его инсталляция "Картина маслом: Дань Марселю Бротарсу" (1982 г.), критикующая политику Р. Рейгана. Там же состоялась лекция Хааке "Искусство разводить спонсора". Творчество художника близко журналистике. Это крайне интересный опыт. Именно он начал достаточно радикальный и бескомпромиссный диалог с институциями, поставив под сомнение светский образ музея. Совершенно ясно, что опыт Хааке полезен и актуален сейчас во всем мире.

ARTinvestment.RU: новости искусства
© Агафонов Н. 2002-2019