АЗАМ, Космас Дамиан. (Asam, Cosmas Damian., 1686-1739)
АРП, Ханс. (Arp, Hans., 1887-1966)
БАЗЕЛИЦ, Георг. (Baselitz, Georg., 1938-)
БАРЛАХ, Эрнст. (Barlach, Ernst., 1870-1938)
БЕКМАН, Макс. (Beckmann, Max., 1884-1950)
БЕЛЛМЕР, Ханс. (Bellmer, Hans., 1902-1975)
БРЕКЕР, Арно. (Breker, Arno., 1900-1991)
ГЕНЦКЕН, Иза. (Genzken, Isa., 1948-)
ГЕССЕ, Ева. (Hesse, Eva., 1936-1970)
КЕНДЛЕР, Иоганн. (Kandler, Johann., 1706-1775)
КИППЕНБЕРГЕР, Мартин. (Kippenberger, Martin., 1953-1997)
КИРХНЕР, Эрнст. (Kirchner, Ernst Ludwig., 1880-1938)
КОЛЬВИЦ, Кете. (Kollwitz, Kathe; Schmidt, 1867-1945)
ЛИ ЛАВРИЕ. (Lee Lawrie., 1877-1963)
МАРКС, Герхард. (Marcks, Gerhard., 1889-1981)
НИТХАРДТ, Матис. (Nithardt, Matthias; Grunewald., 1470-1528)
ПАРЛЕРЖ, Петер. (Parler, Peter., 1330-1399)
РИМЕНШНЕЙДЕР, Тильман. (Riemenschneider, Tilman., 1460-1531)
ФИШЕР, Петер Старший. (Vischer, Peter., 1460-1529)
ШЛЮТЕР, Андреас. (Schluter, Andreas., 1660-1714)
ШТУК, Франц фон. (Stuck, Franz von., 1863-1928)
|
БРЕКЕР, Арно
БРЕКЕР, Арно. Готовность. 1939 г.
БРЕКЕР, Арно. Грация. 1937 г.
БРЕКЕР, Арно. Партия. 1939 г.
БРЕКЕР, Арно. Сальвадор Дали. 1974-1975 гг.
БРЕКЕР, Арно. Молодая Европа. 1979 г.
БРЕКЕР, Арно.
(Breker, Arno., 1900-1991) немецкий скульптор, график и архитектор. Представитель неоклассицизма, известнейший из мастеров изобразительного искусства, связавших свою судьбу с Третьим рейхом. Родился в Эльберфельде (земля Северный Рейн-Вестфалия, Германская империя). Вместе с братом, скульптором Хансом Брекером (1906-1993), учился у отца-каменотёса, затем в дюссельдорфской Академии Художеств (1920-1925 гг.) у Х. Нетцера и В. Крайса. Впервые посетив Париж в 1924 г., работал там в 1927-1933 гг. Испытал влияние О. Родена. Был дружен с К. Брынкуши, Э. Бурделем, А. Майолем, Ж. Кокто и многими др. В 1933 г. посетил Италию, где изучал античную скульптуру и творчество Микеланджело. Брекер - автор памятников (в том числе: В. Рентгену в Ремшайде, 1930 г.; Г. Гейне, эскиз 1932 г., осуществлён в 1982 г. в Дюссельдорфе). В 1933 г. в Германии был установлен нацистский режим. Монументальной пропаганде уделялось очень большое внимание в нацистской Германии. Идеально сложенные бронзовые или гипсовые юноши и девушки были наглядным воплощением "арийского" эталона красоты - настоящий человек, представитель высшей расы, должен выглядеть именно так. Источником вдохновения для немецких скульпторов служили работы мастеров античности и эпохи Возрождения. Монументальные творения архитекторов и скульпторов Третьего рейха должны были обессмертить идеи нацизма. Увлеченный эллинистическим искусством, А. Гитлер отказал модерну, в том числе и скульптурному, в праве на существование, припечатав его клеимом "дегенеративное искусство". Печальной оказалась судьба многих представителей немецкого авангарда. Так, в 1937 г. проникнутые антивоенным пафосом произведения Э. Барлаха были изъяты из музеев, храмов и общественных учреждений, а самого скульптора изгнали из Прусской академии искусств. Та же участь постигла и Р. Беллинга, который в 1937 г. был вынужден покинуть Германию. Вернувшись на родину в 1934 г., Брекер поселился в Берлине и завоевал официальное признание своими статуями "Десятиборец" (серебряная медаль Международного Олимпийского Комитета) и "Победительница", созданными по случаю XI Олимпиады (1936 г.). В них четко выразилась его прохладная, исполненная безупречного внешнего лоска неоклассическая манера, идеально вписавшаяся в нацистскую эстетическую программу с ее чаяниями нового "германского эллинизма" в искусстве. В 1937 г. выполнил две монументальные шестиметровые скульптуры для немецкого павильона Всемирной выставки в Париже, был членом международного жюри. Создал большую скульптуру "Прометей" (1937 г.), установленную во дворе Министерства пропаганды и просвещения. В этом же году Брекер вступил в НСДАП. Автор символических фигур и групп, прославляющих воинскую доблесть ("Товарищи", "Возмездие", обе - 1940 г.). Познакомился с А. Гитлером и архитектором А. Шпеером. Одна из главных фигур искусства Третьего рейха, Брекер в 1938-1945 гг. выполнял заказы по созданию монументальной скульптуры для Рейхсканцелярии, рельефы Триумфальной арки в Берлине, отмеченные барочной динамикой (выс. 10 м, дл. 240 м; в сотрудничестве с А. Шпеером), и др., портреты нацистских вождей и деятелей немецкого и французского искусства, также работы на мифологические и религиозные темы (бронза, мрамор). Скульптор не скрывал, что перерабатывал античные образы в духе расового эталона. Так, первообразом пятиметровой фигуры "Готовность" (1939 г.) для громадного рельефа Триумфальной арки был "Давид" Микеланджело, а примером для "Оратора" послужила римская скульптура с тем же названием. Его работы приобретают монументальные размеры благодаря своей конструкции. Выполнил скульптуры "Партия" и "Вермахт" для новой Рейхсканцелярии (обе - 1939 г.). Прекрасно владевший ремеслом скульптора, Брекер обладал и невероятным трудолюбием, которое сделало его одним из самых плодовитых ваятелей своего времени. Гигантские мастерские, постоянные заказы, неограниченное финансирование, использование труда военнопленных и подневольных рабочих, любые материалы из оккупированных стран - для скульптора не было ограничений ни в чем. Брекер стал вице-президентом Имперской палаты по делам культуры (с 1940 г.). В 1940 г. избран членом Прусской Академии Художеств, преподавал в Художественном институте в Берлине (1937-1945 гг., профессор с 1937 г.). В июне 1940 г. вместе с А. Шпеером скульптор сопровождал А. Гитлера в его поездке в оккупированный Париж. В этом же году по случаю 40-летия Брекера фюрер наградил его золотым партийным знаком НСДАП и подарил ему отремонтированный за счет государства замок Йекельсбрух в Одербрухе. В 1942 г. по приглашению правительства Виши Брекер организовал крупную персональную выставку в Оранжерее сада Тюильри в Париже. Его персональные выставки состоялись также в 1943 г. в Кельне и в 1944 г. в Потсдаме. В 1944 г. на студии Лени Рифеншталь был снят короткометражный культурфильм "Арно Брекер - тяжелое время, сильное искусство". Брекер стал богатым человеком. Во время войны у него была резиденция в Париже, особняк на о. Сент-Луи, где на стенах висели картины старых мастеров, а также Вламинка, Дерена, Пикассо, Леже. Брекер был включен в специальный "список наделенных божественным даром", означавший освобождение от призыва на фронт. Весной 1945 г. он бежит из поверженного Берлина в Баварию. Многие завершенные произведения и эскизы скульптора погибли вместе с его берлинской мастерской во время бомбардировок 1945 г. Некоторый корпус скульптур и барельефов Брекера пережил окончание войны без повреждений. После 2-й мировой войны работал как архитектор над восстановлением разрушенных немецких городов. В 1948 г. он прошел процесс денацификации и, несмотря на привилегированное положение в Третьем рейхе, был классифицирован всего лишь в качестве "попутчика". В его пользу свидетельствовали доказанные факты помощи многим жертвам режима, в том числе художнику П. Пикассо и издателю П. Зуркампу. Это позволило ему остаться на свободе, сохранить состояние и работать по профессии. В 1950 г. Брекер обосновался в Дюссельдорфе. Отсутствие официальных заказов компенсировалось заказами частных лиц. С 1960 г. жил в Париже. Бренер был не только создателем больших статуй, отражающих представление национал-социалистов об идеальном германце, но и замечательным мастером портретной скульптуры. Лица его скульптурных фигур зачастую лишены индивидуальности, в то время как в портретах проявляется интерес художника к внутреннему миру модели. Обращался к религиозной пластике, вновь к образам спортсменов (Олимпийский цикл, с 1976 г.), но в первую очередь - к портрету, исполнив немало бюстов известных деятелей политики и культуры (в том числе надгробный бюст Ж. Кокто в Мийи-ля-Форе, мрамор, 1963 г., а также портреты Ж. Маре, 1963 г.; Э. Паунда, 1967-1969 гг.; Х. Селассие, 1970 г.; С. Дали, 1974-1975 гг.; А. Садата, 1980 г.; все - бронза; и др.). Всего Брекер выполнил более трехсот заказных портретных бюстов с живых моделей. Большинство портретов в два раза больше натуральной величины. По-прежнему постоянно тяготел к монументально-героическим образам (Александр Великий, бронза, 1981-1982 гг., Форум Людвига, Ахен). В 1972 г. выходит объёмный том воспоминаний скульптора. Брекер без стеснения рассказывает о своих контактах с бонзами Третьего рейха наряду с воспоминаниями о выставках и встречах с выдающимися художниками и архитекторами ХХ в. В начале 1980-х гг. попытки реабилитировать Брекера, исходившие как от ультраправых, так и от представителей консерваторов, вызвали недовольство. В 1981 г. в присутствии скульптора в Западном Берлине был организован - впервые со дня персональной выставки Брекера в Оранжерее в Париже - грандиозный показ его работ общей численностью более 500 экспонатов под названием "Образ человека". Открытие выставки Брекера собрало демонстрацию протеста. В 1987 г. Брекера посетил художник И. Глазунов, который написал его портрет. Умер Брекер в Дюссельдорфе. В творчестве Брекера соединились неоклассические и неоромантические тенденции. Его работы и сегодня по-прежнему привлекают огромное внимание историков скульптуры и художников всего мира. Грациозность и статность форм с одной стороны и гигантизм - с другой, явились воплощением образа сверхчеловека - идеала, который был стержневой основой нацистского режима Третьего рейха. Сам скульптор ни в чем не раскаивался. До самой своей смерти он так и не признал, что скомпрометировал свое имя и свое искусство, сотрудничая с нацистским режимом. В 1985 г. в Нёвенихе, под Кёльном открыт Музей Брекера. |