<nobanner> НА ГЛАВНУЮ СТРАНИЦУ

 

 

 

 

ВАНЬКОВИЧ, Валентий -
(Vankovich, Valenty. 1800-1842) известный живописец, яркий представитель романтизма. Творчество Ваньковича связано с художественной жизнью Белоруссии, Литвы и Польши. Один из немногих белорусских художников ХIХ в., не только оставивший след в отечественной культуре, но и получивший известность далеко за пределами Отечества. Родился в поместье Колюжица Игуменского повета Минской губернии (сейчас Березинский р-н) в семье потомственного уездного судьи, владельца богатого имения. Детские годы прошли в с. Слепянка под Минском. Получил прекрасное образование — закончил Полоцкий иезуитский коллегиум, отделение литературы и искусства Виленского университета (1818-1824 гг., учился у Я. Рустема), Петербургскую академию художеств (учился с 1824 г.). Дружил с выдающимися людьми, написал портреты многих из них - пианистки М. Шимановской, скрипача К. Липиньского, поэта А. Пушкина, членов семьи Монюшко. В 1827 г. Ванькович решил создать параллельные портреты поэтических гениев – А. Пушкина и А. Мицкевича, который тогда вернулся в Петербург после ссылки в Одессу и Москву. Мицкевич во время этой ссылки совершил морское путешествие в Крым, следствием чего стало издание "Крымских сонетов". Под влиянием его сонетов художник выбрал для Мицкевича фоном скалу Аю-Даг. Пушкин был изображен в коротком испанском плаще альмавива, погруженным в поэтические раздумьи под сенью дерева. Портрет Пушкина не произвел должного впечатления, возможно потому, что был непривычен публике колоритным решением. Он долго хранился в усадебной коллекции картин в Большой Слепянке и пропал в 1863 г., когда имение было конфисковано за участие в восстании Я. Ваньковича, сына художника. Сохранился, однако, подготовительный набросок Ваньковича к этой картине. Иная судьба ждала работу "Адам Мицкевич на горе Аю-Даг": выставленная в 1828 г. в Академии художеств картина принесла Ваньковичу известность. Благодаря мицкевичской теме Ванькович заслужил почетное место классика в польском, литовском и белорусском искусстве, поскольку оказался первым художником, который запечатлел для потомков вдохновенный образ создателя "Гражины", "Свитязи", "Пана Тадеуша". Портрет получил такую популярность, что Ваньковичу пришлось выполнить несколько живописных копий, в том числе копию ему заказал и сам герой картины. Ванькович создал и удачный образ поэта для литографии. В 1829 г. Ванькович вернулся в Минск уже известным художником, автором "Портрета А. Мицкевича". Здесь у него две мастерские - в Малой Слепянке и в Минске вместе с другом Чеславом Монюшко, отцом знаменитого композитора Станислава Монюшко. Он много работает в это время, пишет портреты родственников, друзей. Среди них - портрет жены Анели Ростоцкой с тремя детьми, портрет сестры Станиславы Горновской, портреты Песецких, Тавяньских, слонимского предводителя дворянства Войцеха Пусловского и членов его семьи. За портреты, "писанные с натуры", Академия художеств в 1832 г. удостоила его звания "назначенного", предложив написать в 1833 г. программу на звание академика. Сложная политическая обстановка после 1830 г. и желание увидеть картины великих художников эпохи Возрождения побуждают Ваньковича покинуть Минск в 1839 г. Валентий за свои деньги едет за границу. Он останавливается в музеях Мюнхена, Дрездена, Берлина, копирует работы древних мастеров. В конце 1841 г. Ванькович приехал в Париж и остановился у своего лучшего друга А. Мицкевича. В это время он уже серьезно болен, но несмотря на это много работает. Пишет полотно "Апофеоз Наполеона", "Наполеон, плачущий над картой Европы", иконы "Евангелист Иоанн" и "Святая Клара", а также пишет предсмертный автопортрет. Болезнь прогрессирует (сердечная недостаточность) и 12 мая 1842 г., продиктовав другу Адаму завещание, он умирает. Художник прожил 42 года и умер вдали от родины в расцвете творческих сил, оставив после себя галерею превосходных романтических портретов. В истории европейской культуры имя Ваньковича связано творческими узами с именами Мицкевича и Пушкина. Работы Ваньковича можно увидеть в музеях Кракова, Парижа, Вильнюса, Санкт-Петербурга и других музеях мира. Дом-музей Ваньковичей - филиал Национального Художественного музея в Минске. В музее художника храниться богатая коллекция фотоматериалов, копий документов и произведений художника.

(Илл.: В. Ванькович. Адам Мицкевич на горе Аю-Даг. 1827-1828 гг.)